№ 79
18-04-03

Татьяна Геращенко: ОСТОРОЖНО!
НА ДОРОГАХ - ПОПЫ-ВЫМОГАТЕЛИ

Виктор Файтельберг-Бланк: РЕПОРТАЖ ИЗ ЖЕНСКОЙ КОЛОНИИ
Татьяна Геращенко: ДВОР, ГДЕ СНИМАЕТСЯ КИНО
Елена Жура: ДУРАКИ И ДОРОГИ
Влад Лашманов: БАГДАДСКИЙ ВОР
Б.Иткис, А.Борянский: ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДНУ ВОЙНУ.
Татьяна Геращенко: "НЕОНАЦИЗМ - ДВИЖЕНИЕ
РАЗОЧАРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ"


ОСТОРОЖНО!
НА ДОРОГАХ - ПОПЫ-ВЫМОГАТЕЛИ


Одесситам, особенно владельцам автомобилей, уже порядком поднадоели группы странных людей в рясах, орудующие на автодорогах, особенно на перекрестках, которые нападают на машины, окропляют их "святой" водой и просят за это деньги - сколько Бог пошлет. Нередко эти группировки создают пробки и мешают движению. Прокомментировать ситуацию мы попросили секретаря Одесского Епархиального управления священника Андрея Новикова. Он объяснил, что субъекты, орудующие на дорогах, не имеют никакого отношения к Одесскому Патриархату, а числятся за Киевским, который отделился от Одесского 11 лет назад и не имеет своих приходов. "Те, кто просят деньги на улицах - это раскольники, еще их называют филаретовцами, а проще говоря - ряженые, которые позорят церковь". Попрошайничать на улицах их вынуждает банальная безработица - как уже было замечено, у ряженых нет своих приходов. Вот их наставник - епископ Паисий и благословляет подчиненных на попрошайничество. "Мы даже хотим обратиться в правоохранительные органы, так как они создают на дорогах аварийные ситуации". Священник Андрей Новиков попросил обратить особое внимание на их походку -"они же шатаются, потому что собирают с граждан деньги и хорошенько на них выпивают".
Чаще всего ряженые с емкостями, наполненными из-под крана "святой" водой, лютуют на Первой и Третьей станциях Люстдорфской (Черноморской) дороги, на перекрестке улиц Маршала Жукова и 25-й Чапаевской дивизии и на "7-м" километре. Будьте бдительны, так как по информации Одесской Епархии, они занимаются откровенным мошенничеством и не являются священниками.


Татьяна ГЕРАЩЕНКО


 

"От сумы да от тюрьмы..."
РЕПОРТАЖ ИЗ ЖЕНСКОЙ КОЛОНИИ


Тюрьма и женщина - сочетание противоестественное. Но, увы...

В Одессе на Люстдорфской дороге расположена женская колония №74. Колония состоит из двух зон - рабочей и жилой. Последняя изначально была рассчитана на 600 человек, но отбывают срок в ней сегодня более двух тысяч женщин.
Прибывающие сюда по решению суда женщины распределяются по отрядам, каждый из которых имеет свой номер. Так как мест хронически не хватает, то местный спортзал переоборудован под жилой барак, а из вечерней школы сделан отряд.
До 1998 года отряды №16 и №18 были изолированы от других - в них находились исключительно ВИЧ инфицированные. В те годы СПИДофобия привела к тому, что контролёры заходили в помещения только в спецодежде. В нынешний "просвещенный век" такой изоляции нет. Заражённых заключенных, правда, с тех пор на Украине меньше не стало.
Отряды №3 и №5 называют "пресс-отрядами" - в них находятся нарушители режима. Наказанные женщины больше времени проводят на работе в цеху, свободного времени хватает лишь на сон, посему в бараке почти всегда тихо.
Есть в зоне и "детдом" - там до трёхлетнего возраста содержатся рождённые в неволе дети. Матери живут от них отдельно, присматривают за детьми другие осужденные. Особой заботой с их стороны дети не обременены, нередки поэтому среди детей болезни и травмы, в том числе - с летальным исходом. Так, например, одна такая "нянька" в позапрошлом году уронила на пол ребёнка, и через два дня малыш умер.
Основное производство - швейное. Имеются шесть пошивочных цехов и один - закроечный. Выполняются не только спецзаказы, но и заказы частных предпринимателей. Последние иногда требуется выполнить срочно - тогда администрация просит добровольцев остаться до утра. Женщины, как правило, соглашаются - ведь при отказе наверняка возникнут осложнения с досрочным освобождением.
В помещении библиотеки раз в неделю, по средам, собирается всё руководство зоны для принятия решений по вопросам наказаний за всевозможные нарушения режима. Нарушительница становится в центр зала на круглый маленький тряпочный коврик, отрядная зачитывает её рабочую характеристику. Старшие по званию выносят "приговор".
Порой отрядные и опера сами провоцируют конфликтные ситуации, дабы показать, что они не даром едят свой хлеб.
Жизненно важно в отряде иметь хорошие отношения и с другими "обличенными властью". Завхоз распределяет спальные места и накрывает столы в столовой, к тому же всё происходящее в среде осужденных он может донести до слуха начальника отряда. Бригадир за выполненную работу начисляет проценты, от которых зависит как зарплата осужденных, так и возможность досрочного освобождения. Каптёрша занимается хранением вещей и продуктов. Дневальная комнаты отдыха за определенную плату может занять места в первых рядах при просмотре телевизора (самым ходовым расчётным товаром "за услуги" в зоне являются сигареты и чай). В санчасти за пару пачек хороших сигарет или банку тушенки можно получить на несколько дней больничный. Контролёры за ширпотреб из швейных цехов или за деньги могут принести запрещенные предметы женского туалета - лак для ногтей, маникюрные приборы, краску для волос, помаду. Заключенные женщины внешности своей уделяют внимание тут не меньше, чем на воле.
В зоне работают и вольнонаёмные - механики, сантехники, электрики. Некоторые за определенную плату могут принести туда практически всё, что угодно - водку и даже наркотики.
На праздники любимым напитком заключенных является чифирь с добавлением корвалола и теофедрина. И вот однажды после всеобщего веселья, на Пасху 1999-го года, произошло в зоне ЧП.
В канун православной Пасхи над зоной витали аппетитные запахи - заключенные женщины пекли куличи.
В праздничные дни цена на корвалол подскакивала до 6 пачек сигарет. "Фирменный" коктейль на его основе разливали в бараках в кружки и пускали их по кругу. Начиналось всеобщее веселье.
Когда в тот день для освещения куличей в зону приехал батюшка, многие были уже "под шафе", в том числе некоторые лица из администрации.
Дежурил тогда в зоне молодой "вертухай" по кличке "Лавик", любимчик осужденных женщин, а старшей смены контролёров была 50-летняя "Брага", которая, невзирая на то, что всех заключенных называла паскудами, относилась к ним с сочувствием и пониманием.
На праздники наряд - всегда усиленный, но на этот раз в отряде №11 во время вечерней проверки вышел просчёт: никто не заметил отсутствия двух подруг - Светы и Лены.
Скрывавшиеся в кустах подруги около двух ночи забрались на крышу здания. Света проползла через колючую проволоку и была уже в запретной зоне, а Лена почему-то замешкалась. Её-то и заметил охранник и включил сирену. По тревоге были подняты все работники, беглянки были сразу пойманы и жестоко избиты. Началось расследование.
Лене до конца срока оставалось целых шесть лет, а вот Свете - лишь три месяца. Почему обе они решились на побег и предстояло выяснить следствию.
Обе девушки, как говорили в зоне, были "серенькими", никто не мог и предположить, что они решатся на столь рискованный шаг. В ходе следствия была выяснена причина отчаянного поступка - травля со стороны других осужденных.
Иногда в зоне происходит то, что называют там "подмутили", иначе - подставили. Наиболее простой способ - подбросить неугодному человеку личные вещи одного из заключенных. После того, как пропажа обнаруживается, каждый, дабы доказать собственную непричастность к краже, выворачивает содержимое своих сумок.
Так было и на тот раз - в сумках у подруг вдруг оказались "украденные" вещи, и Лену со Светой сделали "крысами".
Их тогда жестоко избили и, по неписанным тюремным правилам, переселили на место у входа -"крысы", таким образом, становятся видны всем, даже новеньким.
Репутация "крысы" сохраняется за человеком до конца срока, для окружающих он становится изгоем.
Подруги постоянно испытывали побои и унижения, на которые не имели права ответить, выполняли чужую работу в бараке, им не разрешалось смотреть телевизор, даже в столовой они сидели отдельно от других заключенных. Травля продолжалась около четырёх месяцев, и подруги не выдержали.
Три месяца после этого они сидят в бараке усиленного режима, затем их переводят в СИЗО. И - по решению суда к старым срокам добавляют новые: за попытку побега - по три года каждой. Фактически невиновные девушки отправляются отбывать свой срок в Тернопольскую колонию.
Процветает в зоне и такое явление, как лесбийская любовь. После того, как отменили так называемые постельные рапорта, "семейные отношения" уже совсем не скрываются. Девушки "половинят", говорят там.
В сексуальных женских забавах присутствует и любовный бизнес. Симпатичные молодые девушки специально влюбляют в себя материально обеспеченных женщин, те от любви теряют голову и ради минут наслаждения с "избранницей" отдают ей свои передачи. Занимаются подобным бизнесом обычно осужденные на большие сроки и лишенные поддержки родственников.
В заключении люди, привыкая смотреть, как творится несправедливость, становятся равнодушными к проявлениям человеческого зла, а потом и сами начинают творить то, что когда-то осуждали в других. И особенно противоестественно, когда это происходит у женщин, природой своей предназначенных нести миру жизнь и добро.

Виктор ФАЙТЕЛЬБЕРГ- БЛАНК


 
ДВОР, где снимается КИНО


" - А вы у нее были? - спросил прямолинейный Козлевич, - у Зоси Викторовны?
- Не пойду, - сказал Остап, - по причине гордой застенчивости. Во мне проснулись янычары. Я этой негодяйке послал из Москвы на триста пятьдесят рублей телеграмм и не получил ответа даже на полтинник."
Великий комбинатор слал эти телеграммы не куда-нибудь, а по адресу: Военный спуск, 6 (по-старому - спуск Жанны Лябурб).
Киношники облюбовали этот типичный одесский двор еще с довоенных времен. Так что просыпаться часов эдак в пять утра от искаженного мегафоном крика: "Камера, мотор, поехали!" стало для его обитателей чем-то само собой разумеющимся. И вроде бы ничего особенного в этом дворе нет: ни фонтанов вам, ни кариатид с атлантами, но представить, что пассия Остапа Бендера могла проживать в каком-то другом месте просто невозможно. "Золотой теленок", "Белеет парус одинокий", "Новые приключения неуловимых" - здесь снималось еще множество фильмов.
Из старожилов во дворе нет ни одного человека, который бы хоть раз не снялся в массовке. Да им, собственно, и играть не приходилось - просто изображали самих себя. А к известным актерам относились как к своим. "Звезды" часто захаживали к местным жильцам на кофе или на что-нибудь покрепче. Зато поклонники кинематографа из соседних дворов воспринимали знаменитостей как экзотику, вследствие чего и не давали им прохода. Когда снимали кадры к "Неуловимым", двор и его окрестности заполонило женское население "лолитовского" возраста. Подростки стекались сюда со всего города, чтобы посмотреть на актера, исполнявшего роль Яшки-цыгана. В ту пору для подрастающего поколения он был культовой фигурой, примерно такой же, как Ди Каприо у сегодняшних тинэйджеров.
А вот кого во дворе любили по-настоящему, так это Зиновия Гердта: он никогда не отказывался посидеть с местными детьми, когда их родителям требовалось срочно отлучиться, всегда интересовался насущными проблемами, ценами на "Привозе" и тому подобным.
Однажды на съемочную площадку (что конкретно тогда снималось, никто толком уже и не помнит) в качестве гостей пожаловали не так чтоб уж очень тверезые Боярский со Старыгиным (д'Артаньян и Арамис), которые снимались тогда в "Трех мушкетерах". Задорный "д'Артаньян" ущипнул за зад какую-то даму с бидоном, за что и был этим бидоном нещадно бит. "Раз ты Боярский - думаешь, тебе все позволено?!!", - вопила дама. А "Арамис" валялся при этом под акацией и смеялся, как говорят, прямо-таки истерически.
Хотя местные жители и подружились с киношной братией, но из-за одного случая у некоторых жильцов все же затаилось к жанру кино некоторое недоверие. Как-то режиссеру потребовалось сымитировать прошлый (впрочем, уже позапрошлый) век, для чего пришлось убрать с крыш телевизионные антенны. Так вот, фильм сняли, а антенны не вернули.
Кино -"кином", но реальная жизнь двора была когда-то не менее интересна. У местных "аборигенов" (а с каждым годом их становится все меньше и меньше: умирают, уезжают, спиваются) существует несколько историй, которые они пересказывают так, словно озвучивают триллер.
Первая. Когда-то, годах в 60-х, в Одессе выдалась особо холодная зима. Отопление в ту пору в квартирах отсутствовало (не за долги, а вообще). Молодому парню по имени Валентин, которое еще долго будет ассоциироваться у жильцов с когда-то находящейся во дворе голубятней, вздумалось смастерить некую деталь для модернизации птичьего жилья. И... надо же такому произойти - он случайно отрубил себе топором палец (на руке). Случись это летом - остался бы голубятник инвалидом, но ведь было холодно, и врачи сочли свежезамороженный палец годным к употреблению и пришили его на место.
Вторая история. Имелись во дворе петух и лиса. Петух - понятно зачем. А лиса... Сложный вопрос - говорят, что одна, давно покойная женщина, держала ее вместо сторожевой собаки. Так вот однажды эта лиса передушила во дворе всех кур (за что ее хозяйке пришлось возмещать материальный ущерб). Вследствие этого у петуха случился душевный кризис, и он сошел с ума - стал неправильно кукарекать (каждые полчаса), начал без разрешения выходить с балкона, а потом и вовсе пропал. Его хозяйка, баба Лиза, обегала всю округу - без толку. Уж не лисица ли утащила? Прошло четыре дня. Какой-то сосед отправился в общую уборную и обнаружил, что в выгребной яме кто-то трепыхается. Присмотрелся, а это петух! Лиза выловила его, отмыла, как смогла, и, как выразились старожилы, "продала его евреям".
Здесь вообще очень любят вспоминать. Вспоминать дворника, запиравшего двор на ночь, белые катера за 15 копеек, лапту, простыню, натянутую между деревьев перед окнами, с бегущими по ней черно-белыми кадрами...
Кстати, ходят слухи, что поляки собираются снимать в Одессе какую-то свою версию похождений Остапа Бендера с депутатом горсовета, известным клоуном Георгием Делиевым в главной роли. "Может быть, снова к вам киношники нагрянут", - делюсь мыслями со здешними пенсионерками. Только им уже все равно. Ну, разве что, слышат слово "депутат" - ругаются...

Татьяна ГЕРАЩЕНКО


НАВЕРХ
 

ДУРАКИ и ДОРОГИ
Взгляд на жизнь из-за руля маршрутки



- Эх, Вася, да плюнь ты на этих кретинов. Все равно ведь никуда от них не денешься... - успокаивали его коллеги по маршруту. - Возьми эту дверь да съезди на СТО. Ну, выложишь еще сотню, что делать? Не дома же сидеть.
Вася был безутешен. Объявив соратникам по баранке, что ремонтировать свою колымагу намеревается на самом краю поселка Котовского, он уныло побрел восвояси.
- Простите! - это был мой голос. - Я живу именно там, где находится СТО. Подбросьте, а? Такая очередища на остановке…
Обернувшись, Вася с полминуты бессмысленно смотрел в моем направлении. Потом, сообразив, чего я к нему пристала, приглашающе махнул рукой. Я пообещала заплатить за проезд. Он чуть не заплакал.

Бешеная дверь

Усевшись рядышком, мы покатили. Вася, то и дело косясь на меня, громко вздыхал. Я поняла: приглашает к разговору, хочет излить душу. Ладно.
- А почему у вас дверь в салоне лежит? - сделала я глупые квадратные глаза.
- Ой, девушка, разве она в первый раз в таком виде домой едет… -- отозвался Вася. - Не поверите, я ее уже три раза чинил. Без толку.
- Бракованная?
- Это люди у нас бракованные, -- грустно улыбнулся мой попутчик.
О том, чтобы заняться частным извозом, Вася мечтал давно. Стоило первым маршруткам появиться на дорогах Одессы, он тут же удрал из ненависного ТТУ, и пересел за руль новенькой "Газели". Благо, опыт вождения имелся: в армии возил солдатов-строителей на дачу генерала. Однако первая эйфория прошла мгновенно. Желание много заработать сменилось ощущением безысходности. Хозяева фирмы-извозчика, в которую утроился Вася, поставили водителям драконовские условия. Выходя на смену рано утром - в 6.00, шофер должен был вносить в кассу предприятия собственные деньги - сумму, которую следует собрать с пассажиров за день. Если до вечера деньги собрать удавалось, они оставались у водителя. А нет, - довольствуйся тем, что заработал, никто внесенного утром не возвращал. Единственное благо: приварок, собранный в "урожайные" дни, можно было попросту "заначить". Однако на водительский карман были взвалены также расходы на топливо, ГАИ, ремонт маршрутки и т.п. Подсчитав итоговые "слезы", достававшиеся бедным трудягам, не сложно понять всю глубину Васиного разочарования.
Выход из бездны нашелся случайно. Столетняя бабушка, мир ее праху, завещала супруге свое трехкомнатное жилище на Дерибасовской. Не обращая никакого внимания на вопли разъяренной спутницы жизни, деньги от продажи квартиры Вася вложил в мечту - новенький микроавтобус "Мерседес". Столь милая сердцу покупка открыла дорогу в частное предпринимательство. Отныне жизнь покатилась согласно поговорке "Сам пью, сам гуляю…" Такое положение вещей вполне устраивало Васю. До тех пор, пока…
- Это началось летом прошлого года, -- вспоминает он. - Было около 10 часов утра. Народу на конечной собралось достаточно. Я подкатил, люди начали садиться. И тут, уже отчаливая, вижу, бежит бабка и рукой машет, мол, подожди. Остановился. А тетя такая габаритная, влетела, дышит, как рыба на берегу… Дверью хрясь! Весь салон в осадок выпал. Глаза вытаращили, ничего не понимают. Я в зеркало заднего вида, а там… Ой, мама! Дверь на асфальте валяется. В общем, высадил я всех, в том числе и тетку, которую все крыли на чем свет. Запихнул дверь в салон и домой покатил. Позвал соседа, вместе кое-как все назад приладили, молотком изгибы выпрямили. Так я катался ровно неделю.
Следующий номер "живая дверь" произошел в самом центре города, рядом с Греческой площадью. Причем в час пик. По словам Васи, виновницей происшествия на сей раз стала хрупкая и беззащитная с виду "девулька". Выйдя из маршрутки, она крайне вежливо поблагодарила водителя, заплатила деньги, пожелала ему счастливого пути. А потом ка-ак грохнула! Узрев падающую под колеса встречного автобуса дверь, невинное создание проворно испарилось. Бедный Вася, вызволяя запчасть из суматошного автодвижения, сам чуть не угодил под колеса. Не помня себя от злости, он ринулся на ближайшую СТО, и, заплатив 50 гривен, битый час провозился, помогая мастеру укротить странную дверь.
- И, знаете, она до сегодняшнего дня продержалась, -- заявил Вася. - И еще бы сто лет не дергалась, если бы не мужик, здоровенный, как слон. Влез в переполненную машину, на боковое сиденье рядом со входом, а габариты внутрь не помещаются. Он дергал-дергал мою дверь многострадальную, а потом ка-ак… Ну, как всегда. Я завыл. Ну, как же мне все надоело!
На нужной остановке я тихонько выскользнула из машины, стараясь не тревожить святую грусть обиженного водителя.

По салону не бегать или зачем нам место для удара головой

Вы не поверите, но дальнейшая судьба Васиной двери мне известна. Помог случай. Выстояв очередь длиной в жизнь, я пробралась в теплое нутро маршрутки, как рядом с водительским сидением. Не глядя по сторонам, протянула деньги.
- Привет! Надо же, опять свиделись! - услышала я радостный возглас.
За баранкой сидел Вася. Указывая глазами на дверь, он заметил:
- Видишь, починил. Все винтики-шпунтики поменял. Теперь, надеюсь, надолго.
Дикий грохот прозвучал, как издевательство. Внезапно побледневший Вася медленно развернул корпус в сторону двери. Она была целой. Зато рядом, прямо под колесами, валялось цинковое ведро в россыпи орехов, и ползал пожилой товарищ, облаченный в рваную куртку. Вася с ненавистью посмотрел на дачника. Видимо, эта волна раздражения была настолько сильной, что вышеуказанный товарищ, собрав орехи обратно в ведро и намеревавшийся было влезть в маршрутку, потерпел подлое крушение. Он со всего размаху ударился лбом о место, снабженное любимой Васиной наклейкой "Для удара головой". Жертва маршрутки захлебнулась в урагане сострадания. Женщина средних лет, похожая на библиотекаря с феноменальным стажем, всплеснула руками.
- Ну, как же вы надоелы со своими шуточками! - завопила она. - Зачем всю маршрутку ерундой заляпали? Нет, вы только вдумайтесь! "Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки", "Тише кричишь - дальше едешь". Слушайте, молодой человек, у вас с мозгами все в порядке? Это кто ж вас на такое надоумил: "По салону не бегать"? Да у вас тут, извините, ногу поднять невозможно!
- А зачем ногу поднимать? - осведомился Вася на свою беду. - Вы же взрослая женщина.
Даже общий хохот не смог перекрыть истерические вопли, обрушившиеся на бедную водительскую голову.
- Жаль, что я от природы скромный, -- вздохнул Вася мне на ухо. - Сюда бы нашего Петровича…
Через секунду я узнала, что Петрович - своеобразный талисман на маршруте. Давнешний кандидат в пенсионеры, он имеет "свои крюки" в ГАИ, а, кроме того, буйный нрав и превосходное чувство юмора. Только одна беда: любит Петрович выезжать на работу слегка подшофе. Внешне этого почти не видно, да и гаишники, в силу связей, не останавливают. А сумашедший водительский опыт выручает от дорожных неприятностей.
- Вот это дед! - ухмылялся Вася. - Шапку на уши натянет, музыку -- на предел громкости, и катит себе… Все остановки мимо! Это он так пассажиров приучает обращаться к нему громко и внятно. И никакие ему визги нипочем. Любого хама на место поставит. Надо - такое впарит, что уши вянут. Жалуются на него начальству. Давно бы на диван спровадили. Да я ж говорю, связи…

"Черные дыры" асфальта

Пока мы шептались с Васей о Петровиче, шум в салоне постепенно принял другую, не истерическую, а дискуссионную окраску. Усмирив разбушевавшую ненавистницу Васиных наклеек, пассажиры принялись критиковать состояние дорожного покрытия. Несмотря на то, что Вася, во избежание лишних трат на ремонт, вел маршрутку бережно, охали и постанывали на каждом ухабе. Кто-то возмутился, мол, сколько ж над народом можно издеваться? Зима прошла, а на проезжая часть, как после бомбежки. Более сведущие заорали, что виновата городская власть. Все вместе принялись подсчитывать размер дорожного сбора со всех одесских машин за год. Вышло много. Столько хватило бы на постройку десяти европейских автобанов. Повозмущались. Вася закурил.
И тут идилический характер поездки прервал недовольный крик мамаши с ребенком на руках, призывающий Васю отказаться от пагубной привычки. К нему примешались вопли о сквозняках и добавочных сидениях "как в курятнике". В пылу раздражения кто-то толкнул кого-то локтем. Разгорелся спор. Вася разволновался и чуть не угодил под колеса огромного самосвала, обгонявшего маршрутку.
И в этот момент воздух рассек заливистый, кудрявый мат. Судорожно уцепившись за баранку, Вася изливал душу. Он ругал пассажиров, дороги, городску власть, себя, самосвал, дверь… Люди онемели. Потом кто-то тихо, но разборчиво сказал:
- Довела жизнь мужика. Да еще мы тут со своими претензиями. А вон он, бедный, посинел весь на этой работе. Попробуй-ка, с раннего утра до поздней ноченьки туда-сюда помотаться. Да-а, работа у них - повеситься.
На конечной все выходили молча, почти на цыпочках. Почтительное "спасибо" - через одного. Кто-то попытался хряпнуть дверью. Вася напрягся. Но грохота не последовало. Наверное, в тот вечер Васю пожалела судьба. Мы распрощались. Я шла домой и улыбалась. Чему? А Бог его знает.
Спасибо вам, Васи, Коли, Пети, за то, что вы есть. Правда. Без вас было бы хуже. Счастливого вам пути!


Елена ЖУРА


НАВЕРХ

 
Багдадский ВОР


Ура! Не прошло и девяти лет, как наш патентованный депутат, "нудист-списочник" с Молдаванки, засветился в парламенте. Его короткую, но яркую и глубокую речь с трибуны ВРУ вот уже месяца полтора публикуют, смакуют и комментируют самые независимые в городе и области средства массовой информации. То на русском, то у перекладі на державну, то фрагментарно, то целиком.

Но дальше всех пошли ультрачистые "Окна", газета собственных (чьих-то) корреспондентов. На днях они не только опубликовали выдающуюся речь бывшего "лучшего", но и стенограмму того исторического заседания Рады от 5 марта, со всеми председательскими "доброго ранку", "прошу зареєструватися", "займить места", "прошу уваги" и прочими бюрократическими, но столь важными для будущих исследователей и биографов подробностями.
К чему призывал в своей пламенной речи руководитель межпарламентской группы Украина-Израиль в контексте возможной (тогда) войны с арабским Ираком ** нетрудно догадаться. Именно к войне. "Это ложь, - говорит наш правдолюбец, - что бой идёт за нефть, это - борьба с терроризмом, расовой и звёздной нетерпимостью". Какая нефть, помилуйте! Конечно же с ей самой, нетерпимостью.
Ну, "расовая" - более-менее понятно, а вот что такое "звёздная" нетерпимость? Нетерпимость к звёздно-полосатому флагу? Или к звезде Давида?
Речь сия произносилась "нашистом" Гурвицем в день 50-летия смерти Сталина, и потомственный интернационалист, понятно, не удержался, дабы не бросить пару проникновенных гневных слов в сторону "вождя народов". Один из депутатов на это резонно заметил, что "евреи должны быть больше всего благодарны Сталину за победу в Великой Отечественной войне".
Не знаю, слушали ли призывы Гурвица американцы, но войну они начали аккурат через неделю после его исторического выступления, и согласно ценным указаниям благополучно её завершили. Жертв, вроде, не много (хотя родным и близким погибших этого не кажется), но не слишком ли большой является ли цена за снятие Хусейна с постамента? Багдад разграблен, многие культурные ценности мировой цивилизации безвозвратно утеряны.
Пару недель назад, после "точечных" "хирургических" авиабомбовых ударов коалиции я риторически спрашивал: чем отличаются американские вояки от афганских талибов в плане уничтожения древних культурных памятников? Прошла ещё неделя, и уже сами иракцы, вернее, самая люмпенизированная их часть, при циничном попустительстве "принесших свободу" англо-американских войск принялись с энтузиазмом грабить собственные, а точнее, государственные учреждения. Больницы, музеи, библиотеки. "Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё". Женевская, если не ошибаюсь, конвенция обязывает оккупационные войска жестко пресекать все попытки мародёрства среди населения, и я не могу припомнить во всей новейшей истории случая, когда бы мародёрство не только принимало столь открытые формы, но и фактически инспирировалось регулярной армией - вспомните крупные планы телеоператоров, а ведь, как известно, американские военные разрешают журналистам лишь избирательно снимать происходящее.
Понятно, что янки хотели показать своих "идейных" противников во всей красе, но для того, чтобы продемонстрировать миру отбросы общества, океан им можно было и не пересекать. Помните, что творилось на улицах Лос-Анджелеса в 1992-м году, когда толпа местных негров "в знак протеста" против избиения полицейскими их собрата по расе принялась поджигать, крушить и грабить все попавшиеся "под горячую руку" магазины?
Теперь победители взвалили на себя бремя по восстановлению в Ираке нефтяного бизнеса (и любого другого тоже), странам же, отказавшимся принять участие в несанкционированной Совбезом ООН войне - Франции, Германии, России - великодушно предложили списать все старые долги иракского правительства (которые оно погашало "чёрным золотом"). Вот вам и вся "нетерпимость".
А война, war, по-английски (американски) в русской транскрипции - это ВОР.

Влад ЛАШМАНОВ


НАВЕРХ

 
ДВА ВЗГЛЯДА на ОДНУ ВОЙНУ


Б. Иткис (Иерусалим)

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ВОЙНЕ

Войну любить трудно - если делать это не абстрактно, а от всего сердца, по-настоящему, и не ради Идеологии, в которой, какую ни возьми, война - единственный разумный способ времяпровождения. Но одного у нее отнять нельзя: война - всегда - момент истины, когда вскрывается истинная суть событий и людей. Хотим мы этого или не хотим, но правду не только говорить легко и приятно, ее необходимо выщелушивать из терриконов информации, понимать и, по возможности, жить с нею дальше. Пусть это иногда непросто, а часто - неприятно. В противном случае закон истории будет продолжать ее подсовывать нам под нос - на первое, второе и закуску. Пока не наедимся.
Израиль нынешняя иракская война пока что обошла стороной. Нет, мы все равно не скучали - закупали воду и консервы, герметизировали комнаты, толпились в очередях за противогазами, но все как-то понарошку. Другие проблемы были на уме - невиданный с начала восьмидесятых экономический кризис, очередная программа выхода из кризиса путем урезания государственного бюджета, увеличивающая число живущих на грани нищеты, и несостоявшаяся забастовка, призванная предотвратить принятие этой программы. Поэтому за войной здесь скорее наблюдали со стороны и кое-какие выводы о действующих лицах и исполнителях за последние дни накопились.

1. "Ах", - говорят все, кому не лень, -"эти двуличные англосаксы: воюют-то они не за свободу Ирака от Хусейна, а за свободу доступа к нефти". Скорее всего, так оно и есть. Лично я не вижу ничего плохого в совмещении приятного с полезным (распределите сами, что есть что), мне только хочется понять: а судьи кто? А, эти с камерами и диктофонами, набившиеся в багдадские отели?! Ну, так это не судьи никакие. И заявлениям их о том, что они там только за тем, чтобы обеспечивать общество правдивой информацией, можно верить ровно так же, как и американским. Если бы это было действительно так, то собрали бы по жребию независимую смешанную корреспондентскую спецгруппу, которая бы и повествовала о боевых буднях столицы. Количество же налетевших в Ирак журналистов вызывает ощущение громадной стаи стервятников, собравшихся поклевать свежего человеческого мяса и повырывать наиболее аппетитные кусочки для зрителей и читателей.
Кровь продается лучше всего - когда-то в США священник попытался издавать газету, в которой публиковал только хорошие новости. И прогорел через несколько недель. Господа профессиональные стервятники хорошо знают, что нужно стервятникам-любителям. Более того, они делают все от них зависящее, чтобы потребителю хотелось вполне определенных новостей, вполне однозначных кадров.
Так что лично у меня нет ни капли жалости, когда во время охоты - на львов ли, на шакалов, не суть важно - подстрелят пару-тройку трупоедов: это их профессиональный риск.

2. Европа в этой войне вполне заслужила звание не просто Старого, но Ветхого и Дряхлого Света. Поведение Франции и Германии можно было бы по-ленински припечатать малоцензурным эпитетом, но я воспользуюсь выражением моего хорошего друга, человека редкой афористичности и языкового чутья, качеств, присущих коренным одесситам. Как-то в разговоре он употребил слово "офарписаная". Я спросил, что это. Удивленно посмотрев на меня, он объяснил, что это синоним слова "подкусная". На очередной недоуменный вопрос он не без легкого раздражения заметил, что так называют собаку, которая бежит рядом с тобой, дружелюбно помахивая хвостом, но стоит хоть на мгновение отвернуться, как она тут же вцепится тебе в ляжку.
Как правило, те, кто хочет и невинность пацифистскую соблюсти, и капитал нефтяной приобресть, кончают жизнь весьма дурно. Хотя и не сразу.

3. Европейский пацифизм куда хуже любой американской политкорректности - ибо если ее хоть что-то спровоцировало, то он основан на твердом убеждении, что если прогнешься, то, может быть, тебя и пощадят. Исповедующим подобный образ мышления в ближайшие годы, боюсь, озаботится приобретением солидных количеств лубрикантов, или, попросту, вазелина. Ибо те ребята, о мирной жизни которых пацифисты так беспокоятся, особыми деликатностью и щепетильностью не отличаются.
Воевать нехорошо, но если все же это приходится делать - то лучше сразу. Буш сделал то, что должны были сделать Чемберлен и Даладье с Гитлером в 38-м. Если еще не в 35-м - после присоединения Саара. И тогда бы пацифисты всех мастей выли бы о покушении на свободу несчастного немецкого народа и жизнь его законно выбранного руководителя Адольфа Гитлера, обличали бы в империалистических поползновениях, разрушении Лиги Наций и намерении поживиться за счет уничтожения экономически сильного конкурента и т.д. и т.п. Риторика с тех времен, как видно, не сильно изменилась - но сколько бы жизней в итоге было спасено, если бы Чемберлен и Даладье проявили решимость Буша. Хотя бы в 38-м.

4. Для тех, кто еще не догадывается - Саддам, так похожий то ли на Лукашенко, то ли на Туркменбаши, ничем не лучше и не хуже Гитлера, и потому судьба его (и остальных коллег по диктаторскому тоталитаритету), не должна отличаться от гитлеровской.
Смешной, туповатый, не блещущий интеллектом, и вообще почти нелегитимный Буш оказался, как ни странно, в нужное время на нужном месте для того, чтобы принять нужное решение. А чем искать сходства между его портретом и мордочкой шимпанзе, ответьте-ка честно на вопрос: в какой стране вы предпочли бы жить - управляемой Саддамом, Путиным, Кучмой или Бушем? То-то и оно...

5. Хотя, с другой стороны, для народа Ирака Саддам подходил едва ли не идеально - если судить по их поведению в последнее время. Собственно говоря, это не народ, а то, что называют толпой. То есть скопление человекообразных бандарлогов, не отягощенных ни законопослушностью, ни преданностью, ни последовательностью, раболепных, жадных и подлых. Основные занятия этих существ - погром, грабеж, ниспровержение статуй удава Каа и затем всепочтительнейшее преклонение перед его преемником.
Разобраться в психологическом портрете этих зверушек важно не только для их любителей и защитников, но и для тех, кто соберется строить из этого материала будущее гражданское общество. Бывает - зелен виноград, а бывает такой, который и вовсе никогда не поспеет...

6. И чтобы ни у кого не осталось сомнений - в своей вселенной эти существа, к которым мы пытаемся подходить со своим аршином и уставом караульной службы нашего монастыря, не одиноки - их полно как в сопредельных странах, так и в наших. Они с замиранием сердца ждут, когда Высшая Сила сокрушит - нет, не США, а всех нас, наш образ жизни - и им поднесут на блюдечке с голубой каемочкой все, что останется от нас. Так как они живут не за миллионы световых лет, а прямо-таки рядом, то должны понять, что шантажировать нас не получится - ни нефтью, ни шахидами. И играть в игры с нами можно - но по нашим правилам и говоря с нами на нашем языке. На этих условиях мы к ним ничего не имеем: ни любви, ни ненависти.

7. Последний вывод из краткой истории этой войны касается России. Даже в поведенческую германо-французскую матрицу она смогла внести нечто свое, неповторимое, оставляющее характерное послевкусие. Может быть, то, что сама она понимает под загадочной славянской душой?
Дело даже не в шквале антиамериканских телепомоев образца двадцатилетней давности в духе незабвенной контрпропаганды. В конце концов, цена этих говорящим головам стала окончательно ясна еще после истории с НТВ и ТВ-6. Удивительно не то, что они продались, а что так быстро, недорого и основательно. Впрочем, и это неудивительно - в отличие от западных стервятников, этих не только уже давно не отстреливают, но и наоборот - разводят в режиме максимального благоприятствования. И результаты этой селекции на лице, отражающем глубочайшее удивление метаморфозами любви иракцев к своему вожаку вообще, и сдачей Багдада с последующим разграблением в частности. Да, последние иракские герои и названые братья надежд российского ТВ не оправдали.
Дело даже не в антиамериканских шутках в интернете, не столько смешных, сколько пропитанных ненавистью. Справедливости ради замечу, что что-то не попадались мне анекдоты про чеченскую войну - ни по-русски, ни по-английски.
Просто в России сложился самый настоящий веймарский режим. Народ настолько упивается чувством собственного унижения - насколько сильного, настолько и вымышленного, что теперь уже твердо знает, что слабому - все в помощь и ничего не западло. Он может и защищаться некрасиво, и бить из-за угла, и жаловаться непрестанно, что, мол, его никто не любит. И все сразу.
Любой оголтелый национализм, кроме провозглашения борьбы с врагами, предполагал и некую позитивную, конструктивную программу - сделать хорошо своим за счет чужих. В этом есть своя логика - пусть даже дикая и людоедская. Нынешний российский национализм собирается делать плохо чужим совершенно бескорыстно - удовольствия и эстетического любования ради. Он не знает, не умеет и даже не предполагает делать хорошо своим. Ведь для этого надо протрезветь, повзрослеть и начать делать хоть что-нибудь - а на это он категорически неспособен. Кроме объединения в бессильной ненависти, этому национализму предложить нечего. Достаточно только взглянуть на тех, кого он пытается защитить или взять в союзники.
Может быть, не на этих выборах, так на следующих (а то и вовсе безо всякой псевдодемократической тягомотины), придет к власти человек, который будет знать, как надо. И поведет за собой - к Третьему Риму, тысячелетнему царству и прочему (я уже писал, что риторика остается прежней - с незначительными косметическими изменениями). А закончится все как всегда - чужими флагами над Кремлем и надписями на его стенах. Возможно, иероглифами.


А.Борянский (Одесса)

НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ, ДАЛАДЬЕ И ИТКИСУ

Похоже, времена совсем и окончательно переменились, раз на смену всегдашнему, пусть часто лицемерному "Лишь бы не было войны!" пришло-явилось "Похвальное слово войне".
Автор статьи - мой друг, это я попросил его написать, как видятся события в Ираке из точки непосредственной близости и почти участия, то есть из Израиля. Однако не ответить на то, как они видятся, по-моему, нельзя.
Я, конечно, понимаю, что Израиль от свержения Хусейна только выиграл, причем выиграл вещь важную - спокойный сон. Теперь палестинцы, хочешь не хочешь, должны будут пыл поумерить, надежд на удовлетворение их притязаний теперь гораздо меньше, чем раньше. Более того, в противостоянии вокруг Иерусалима и прочих спорных территорий я Израилю сочувствую. Все-таки, если уж восстанавливать легенду о земле обетованной, то в полной мере, как в библейских книгах записано.
Но! Трудно не разглядеть, что в Ираке получилась не столько война, сколько наказание, что никогда прежде конфликт мирового масштаба не был до такой степени завязан на личном финансовом интересе... И так далее.
По каждому пункту господина Иткиса есть возражения.


1. Странно обосновывать право "двуличных англосаксов" вести военные действия ради экономических преимуществ ни чем иным, как низким моральным обликом журналистов, засевших в багдадских отелях. Например, украинский журналист, "набившийся в багдадский отель", там и погиб. Выходит, журналисты, рвущиеся в Чечню - герои, а в Багдад - трупоеды. В чем разница? И те, и другие доводят до населения Земли, что происходит в страшных местах планеты. И те, и другие рискуют. Конечно, в том числе и ради своей профессии, а значит, и ради денег, но, честное слово, это вовсе не те деньги, которые туманили мозг Чейни или Кондолизы Райс, задумывавших "Шок и трепет".
Впрочем, дело не в том, как оценивать гибель журналистов или чистоту планов администрации США, а в подмене понятий. На обвинения США в сугубо экономических целях войны есть что ответить прямо: да, такой сейчас мир, если раньше сражались марксизм-ленинизм с учением Адама Смита, освященного идеалами Декларации Независимости, то нынче бьются, точно так же не жалея народов, доллар и евро. А может быть, вы, белые люди, желаете перейти на годовой доход гражданина Эфиопии?
И вот это будет честно.

2. Обвинения Европы в дряхлости очень несвоевременны. Это всю вторую половину ХХ века она служила полигоном между США и СССР, а как раз в XXI старый континент поднял голову. Франция и Германия проявили собственную волю, поддержка США в Ираке стала бы верхом трусости и нерешительности, потому что совершенно очевидно: в Ираке американцы стремились приуменьшить силу никак не Саддама, а именно Франции-Германии.
Возрождение Европы, ее объединение, особенно после развала СССР, позиционирует Париж, Берлин, да и Москву в грядущей перспективе, как разумный противовес оторвавшейся, умчавшейся в лидеры Америке. В том-то и изменение ситуации, что Европа больше не похожа на "собаку, которая бежит рядом с тобой, дружелюбно помахивая хвостом". Прирученный пес не имеет прав на выражение собственной воли. Другое дело равный тебе спутник. У которого случается свое мнение, и даже желание пойти по альтернативной дороге.
Опять же, вопрос, который мог бы задать господин Иткис следующим ходом: а есть ли альтернативная дорога?

3. Экскурс в недалекую историю: Чемберлен и Даладье вряд ли могли сделать ЭТО с Гитлером с той же легкостью, что и американцы с Саддамом. Англия, Франция и Германия в 1930-х гг. были величины равновесные. Да они попросту побоялись! Ожившую древнюю империю, Третий Рейх, могли свалить только ожившие варвары, незадолго до того захватившие и перекрасившие Третий Рим - Москву. Хрен бы те же Штаты справились бы с Гитлером!
США и Ирак - это как Франция 1935 г. и Новая Каледония, или же как Англия и Оркнейские острова. Но ни в коем случае не они вместе против мускулистой, начитавшейся Ницше и проглотившей свастику Германии.

4. Вопрос: "в какой стране вы предпочли бы жить - управляемой Саддамом, Путиным, Кучмой или Бушем?" - на мой взгляд, также некорректен. Это та же самая подмена понятий.
Страна, управляемая Бушем, вбирала в себя лучшее и активнейшее, что рождалось в Европе, в течение XVII-XIX вв. В XX в. эта страна, одна среди всех, избежала разрушительных войн на своей территории: если не считать Перл-Харбор, который очень косвенно может называться ее родной территорией, то на землю США не упало ни единой бомбы. Первая воздушная атака состоялась уже в XXI в. Эта страна сразу появилась как дитя демократии, причем полигоном для этой самой демократии была не она, а всё та же Европа. Эта страна счастлива. От счастья у нее уже кружится голова.
Неужели только различие между Бушем и Кучмой делает американцев богатыми, а Украину чумазой сироткой? Жаль, что нельзя провести эксперимент и поставить Кучму на 4 года Президентом США, а Буша пригласить на президентский срок к нам.
Горькая правда в том, что НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ.

5. А вот тут мы подходим к весьма любопытной дилемме. Если, по мысли Б.Иткиса, народ Ирака никуда не годится, является толпой и Саддам для него был - самое оно, то... Кого спасали от диктатора? И зачем?
Ирак существовал себе как отсталая страна, с плохим народом, плохим правителем, народ и правитель друг друга стоили. Плохое суверенное государство. Но - все же отдельное.
Если при такой диспозиции сверхдержава вторглась в страну, где некого и незачем спасать, то мир перестал состоять из отдельных государств. Он в корне поменял ориентацию. Отныне мир имеет метрополию и провинции.
Я люблю историю Римской республики, чуть меньше историю Римской империи, но я хочу понять, без околичностей и обиняков - мы возвращаем ту модель мира? Ведь при таком варианте мои личные устремления тоже резко меняются: в той модели надо было изо всех сил решать главную задачу - становиться римским гражданином.
Или же... Валить империю?
И бедняга Ирак тогда играет в точности ту же роль, что Иудея образца 60-х годов I века нашей эры - неравный обреченный вызов, разрушение столицы...
Думаю, сравнение не понравится ни иракцам, ни израильтянам. Что поделаешь, сравнения, отражающие истину, как правило, никому не нравятся.

6. Ощущение ИХ, "с замиранием сердца ожидающих, когда Высшая Сила сокрушит" НАС - характерно и понятно для жителя Иерусалима. Обозленные нищие палестинцы снятся в кошмарах сравнительно благополучным гражданам-евреям.
Но не везде противопоставление ОНИ - МЫ обосновано. Для Израиля - да. Но кто эти пугающие ОНИ, скажем, для Одессы? Или для Китая? Или для Швейцарии?
Совершенно другие ОНИ получаются.

7. С тем, что подотчетные российские СМИ заняли слишком однозначную позицию, я, пожалуй, согласен. Ее даже возможно назвать антиамериканской. Достаточно было взглянуть, как Познер и Сорокина (вроде бы куда как непримиримые борцы) пытали посла США Вершбоу.
Россия же как государство попросту выбрала, в каком альянсе находиться. У нее, казалось, был вариант: союз нерушимый с Америкой, который обернулся бы своеобразными клешнями для Европы. Но равным партнером в экономических войнах, а других с Европой не будет, Россия для США стать не способна. Повоевать в Ираке ее на равных опять же никто не звал. Да и зачем, если надо потратить собственный военный бюджет и опробовать собственные военные технологии?
Единая позиция с идеологами объединения Европы, с Францией и Германией, это шажок к Евросоюзу. Россия посмотрела, кому она больше нужна, вот и всё.
Я не знаю, как освещали войну СМИ Израиля, не видел, но предполагаю, что в защиту Ирака ими не было высказано ни слова. Понятно и естественно: США - самый стратегический друг Израиля, главная надежда. В Израиле можно принимать российские каналы, которые американцев охаивали. Но и в России, и в Украине можно принимать CNN и BBC, американский и британский информационные каналы.
Любопытна позиция Б.Иткиса в целом. Я возвращаюсь к тому, с чего начал: для меня она свидетельствует ярче многого другого, как же переменился мир за каких-то десять лет. Прежде в моде было диссидентство, интеллектуалы редко разделяли государственную точку зрения. Драконы были чересчур сильны, и нам казалось стыдным принимать их мнение за свое. Наш гордый ум бросал вызов.
А теперь?
Теперь, с отменой двухполюсности, каждый воспринимает кожей те интересы и ту правду, к которой он ближе.
Мой знакомый из штата Северная Каролина искренне полагает, что Франция поддерживает терроризм.
Проживающий в Иерусалиме диссидент волей Божьей Б.Иткис без сомнений и колебаний становится на сторону союзников своего государства.
Евреи, которых приютил город Дортмунд, озабочены наглостью США по отношению к ООН.
А я, никуда не уехавший бывший гражданин бывшего СССР, пытаюсь всё это осознать: как рушатся империи, из-за чего на самом деле затеваются войны...
И почему, черт возьми, меня дважды не пускали в этот самый оплот демократии - США?!
И когда последняя империя затрясется отравленным драконом, по примеру моей бывшей, и, содрогаясь от отвращения к себе, рассыпется на части?
Я этого вовсе не хочу.
Всего лишь наблюдаю первые, далекие еще предпосылки.


 
"NЕОNАЦИЗМ -
ДВИЖЕНИЕ РАЗОЧАРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ"


сказал однажды Христиан Ворх, о котором в Словаре немецкого правового экстремизма написано буквально следующее: «Х. Ворх — один из самых опытных и уважаемых функционеров неофашистского лагеря Германии». Только два года назад его политический курс поддерживали 7 миллионов немцев, что уже само по себе наводит на размышления, а Ворх продолжает признаваться, что количество неонацистов в Германии — ничто по сравнению с количеством писем, которые он получает от скинхэдов из стран СНГ. На вопрос же, как он может объяснить тот факт, что в бывшем Союзе, победившем фашизм, оказалось такое немыслимое количество поклонников фюрера, он отвечает трезво и лаконично, так, что не поспоришь: «Рост числа фашистов в СНГ меня ничуть не удивляет. Перестройка закончилась капитализмом с его плюсами и минусами. Пришло время жесткой конфронтации и поиска альтернатив. Одна из них — фашизм. Молодежь наблюдает ухудшение ситуации в стране и реагирует насилием. Это досадное развитие, мы бы остановили его, если бы могли...»

Несмотря на то, что в Германии насчитывается больше 10-ти тысяч воинствующих неонацистов, дальше таскания по разного рода уличным шоу (демонстрациям) с устраиванием «козьей морды» властям, их деятельность не заходит. Да и шоу эти представляют собой не большую опасность, чем пенсионерки, готовые за десятку кричать «Слава Тимошенке!» на всех городских площадях. Если вкратце, то политика Ворха по-шариковски проста — «взять все и поделить» — негоже властям жиреть на налогах. Плюс к этому заставить канцлера Шредера жить на социальное пособие и сократить количество «не белых» до миллиона, для чего раздать каждому из них по 100 тысяч марок, чтоб убирались на свою историческую родину. И заметьте, никаких вам свастик, никаких транспарантов с цитатами из «Майн кампф». Потому что, как говорит тот же Ворх, «если вы в Германии в общественном месте покажетесь со свастикой, вас будут судить в уголовном суде, а антисемитские высказывания моментально подпадут под соответствующий параграф Уголовного кодекса. Чисто теоретически в Германии вас могут посадить даже за встречу с двумя-тремя бывшими руководителями запрещенной организации». Совсем не в пример России. Достаточно зайти в Интернет и набрать в любом поисковике слово «скинхэды», как тут же появится куча леденящих душу ссылок: «скинхэды избили корейских строителей», «скинхэды избили чернокожих студентов», «скинхэды сорвали празднование еврейского праздника» (география — от Москвы до самых до окраин), «скинхэды повсюду...».
А у нас? У нас происходит то же самое, но... пока только на заборах (во всяком случае, на первый взгляд). Те, кто часто бывают в районе между первой и четвертой станциями Люстдорфской дороги, наверняка имели возможность полюбоваться «фресками»: «Бей жидов!», «Бей черножопых!», «Одесса для славян» и прочими загогулинами явно не интернационального содержания. Сейчас ими «разукрашен» весь город, но именно вышеозначенный район еще пару недель назад считался по этой части самым живописным. Правда, к 10-му апреля все подобные надписи были замазаны там белой краской. А вот что касается фашистской символики, запрещенной в Германии, то у нас с этим и вовсе просто — значки со свастикой всегда можно приобрести в Горсаду, особенно хорошо они идут в день проведения Юморины 1-го апреля.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТА "ВАМПИРША" ТЭТЧЕР
(или, откуда есть пошли скинхэды)

Несколько лет назад кроме самого названия «скинхэды» я не знала о них ровным счетом ничего. Хотя вру — однажды я слышала, как какой-то очень крутой папа воспитывал своего сынишку: «Прекрати реветь, а то придет дядя скинхэд и замочит тебя реально навзничь». Так вот, когда мне, наконец, показали их на улице, я никак не могла понять, чем эти лысые подростки отличаются, например, от подростков, считающих себя панками, которые в начале 90-х ходили к Зеленому театру дубасить тех, кто считал себя хиппи? Может, вы тоже не знаете?

Одесские скинхэды бравируют росписью стен общественных сортировСправка. Вопреки ошибочному мнению первые скинхэды (в переводе с английского «кожеголовые», они же «бритоголовые») появились вовсе не в Германии, а в Англии в конце 60-х годов. Они взяли на вооружение культуру, привезенную туда иммигрантами с Ямайки, поэтому среди них встречались не только «белые», но и «черные». Они слушали рэггей и жестко придерживались определенного стиля в одежде, который выражал пролетарское происхождение (а не пролетариев в их среде не было): рабочая обувь «Doctor Marten», джинсы «Levis», дешевые, но добротные куртки из ослиной кожи, подтяжки. В то время у скинхэдов еще отсутствовала агрессия на расовой почве, да и откуда ей было взяться, если они слушали негритянскую музыку.
Кстати, брить головы — это не просто понт в противовес хиппи, а необходимость — им все равно приходилось коротко стричься, чтобы на работе волосы не попадали в станки.
Когда же социальные и экономические условия стали ухудшаться, на эту молодежь, белых рабочих, пришелся самый сильный удар. Поскольку иммиграционная политика открытых дверей была в интересах Британии, «не белые» из стран третьего мира заполонили остров. А «белые» пыхнули травы и призадумались, не грозит ли такой наплыв дешевой рабочий силы безработицей?
В это же время, с подачи Национального Фронта (фашистской политической партии, которая тогда была в фаворе в Британии) и начали появляться скинхэды-расисты. Извращая изначальное интернациональное движение скинхэдов, они искали козлов отпущения за безработицу и увольнения, обвиняя иммигрантов вместо консервативного правительства Британии, возглавляемого тогда Маргарет Тэтчер, прозванной вампиршей. Короче говоря, белая молодежь взбунтовалась не на шутку (черная музыка ушла на второй план, а те, кто ушли из движения вместе с ней и мутировали впоследствии в панков) и отреагировала на произвол битьем всех «не белых», в особенности иммигрантов, отнявших у них работу. Паче остальных это касалось пакистанцев («паков»), которых среди иммигрантов было больше всего. Оттуда, собственно, и пошло излюбленное выражение скинов «мочиловка паков», под которым сейчас они подразумевают всех арабов в принципе.
Чем дальше, тем больше скинхэды Британии утверждались во мнении, что правительство и его флаг представляют вовсе не интересы работяг, а правящего класса и, по традиции, евреев. Таким образом, в их символике и всплыл тот самый пресловутый кельтский крест, он же — свастика. Такая себе эволюция от белого рабочего класса и «мочиловки паков» до скинхэдов национального фронта, которыми сегодня пугают маленьких детей.

КРАСНЫЕ ШНУРКИ В ЗНАК КРОВИ, ПРОЛИТОЙ ЗА БЕЛУЮ РАСУ
(или, как выглядят правильные скинхэды)

Скины бывают разные: есть как крайне правые группировки, нередко враждующие между собой, например, обвиняя друг друга в связях с «еврейским оккупационным режимом», так и левые. Есть и аполитичные скинхэды, которые мочат всех подряд и любят футбол. А в качестве экзотики можно упомянуть об организациях скинхэдов-гомосексуалистов. Но это все лирика.
Современный правильный скинхэд — это тот скинхэд, который разделяет расистские убеждения. Выглядит он следующим образом. Бритый наголо или очень коротко стриженый. В татуировках (свастики, пауки, собачьи морды) и в шрамах (лучше на голове). В тяжелых армейских ботинках (это называется «носить оружие на ногах»). Отдает предпочтение коротким кожаным курткам и узким джинсам. А распространенные среди скинов шнурки красного цвета в ботинках означают кровь, пролитую за белую расу, которую правильный скин готов проливать еще и еще.
Впрочем, здесь возможны незначительные вариации, главное — не цеплять на себя ничего такого, что может помешать в драке.

ИСТОРИЯ О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ ХОДИЛ В ФАШИСТЫ
(или, кто больше всех не любит скинхэдов)

... Если б вы знали, сколько историй наслушалась я в свое время от одной знакомой. Истории эти начинались так: «Когда Вите было 13 лет, он принес домой портрет Муссолини, который они дружно ксерили с дворовыми мальчишками в «Канцтоварах» на углу, и повесил его на стену...» Или так: «Витя просил у меня 20 гривень, чтобы скинуться вместе с друзьями на «Майн кампф», которую продавали в нашем универсаме...» (70 гривень стоит — черная такая книжка. Но всегда дефицит, потому что быстро разбирают).
Витя, сын моей знакомой, действительно, ходил в скинхэды, и даже брился наголо, и даже пытался побить араба, после чего два месяца ходил с забинтованной рукой. Сейчас ему 17 лет, он учится в юридическом вузе и всячески открещивается от своего прош-лого.
Он согласился ответить по телефону на несколько моих вопросов.
— Ты, действительно, так сильно не любил арабов? — спрашиваю у него.
— Да мне по фиг было, прикалывались просто, потом надоело.
Он рассказал, что попал «в скинхэды» случайно — «друг во дворе учился в одном классе с настоящим скином с Молдаванки, так и познакомились». Что значит настоящие скины в условиях Одессы? По словам Вити, это в основном дети матерей-одиночек и внуки парализованных бабушек, вечно голодные, а потому злые. То есть они никогда не примут в свою среду человека, не испытывающего материальных проблем, поэтому Витя так и не вписался в их коллектив.
С кем они враждуют? На самом деле не столько с «не белыми», сколько с «блататой» — малолетками, которые насмотрелись сериала «Бригада» и портят драгоценную заборную площадь надписями «Пчёла, Фил, Кос», а также рэпперами. Потому что и те, и другие презирают скинов за их бедность, и называют их не иначе как: «Вы, черти, дети учителей и бомжей». На разборки с блатными они выходят с молотками и, как признался Витя, «мочилово в таких случаях бывает конкретное».
У скинов с Молдаванки хронически не хватает средств для поддержания соответствующего гардероба — куртки и джинсы приходится воровать в секонд-хэнде, и все равно ворованное слабо напоминает фашистскую униформу. Поэтому они уделяют большое внимание различным мелким фишкам, не требующим материальных затрат. Например, нашивают на куртки число «88». «Н» — восьмая буква немецкого алфавита, то есть две восьмерки означают две буквы «НН» — «Heil Hitler» («Хайль Гитлер») стало быть.
Что касается их возраста, то самому старшему «настоящему» скинхэду, с которым Вите довелось общаться, было 25 лет. Он не работал и промышлял исключительно мелкими грабежами. Большинство — несовершеннолетние. В хорошую погоду они собираются возле памятника Ленину на Куликовом поле. Что-то поджечь, или кого-то побить приходит им в голову только по сильной пьяни. Они б и рады, да боятся, ведь кто в случае чего будет вытаскивать их из колонии — нищие матери?
— И все-таки, почему ты расхотел быть скинхэдом? — поинтересовалась я. И тут Витя выдал несколько фраз, от которых мне стало не по себе.
— А фигли? У нас нет настоящего лидера, за которым можно было бы пойти, поверить...
— Где нет?
— В Украине. Что могут наши скины? Рисовать в сортирах свастику? Да ведь они вкладывают в это не больше смысла, чем в слово из трех букв. Идеи нет, понимаете?
Даже страшно подумать, что было бы, если бы у них вдруг появился лидер с идеей...
А вот еще один эпизод. Год назад я брала интервью у женщины-социального работника, которая специализировалась по уличным детям. Помню, тогда из приюта, в котором она работала, пропала семилетняя девочка, и мы вместе пошли ее искать. Приютские дети сказали, что последний раз ее видели на Куликовом поле вместе с цыганами. Так мы и набрели на скинов, тусующихся возле Ильича. Нет, мы не говорили им «Хайль» (как-то в голову не пришло), а просто спросили, не видели ли они такую-то, она может быть с такими-то. На что один из скинов лет 15-ти, норовящий плюнуть соцработнику на ботинок, как-то сразу оживился: «Цыганы?!! Почему вы сразу не сказали? Щас...» Через 15 минут скины уже вытаскивали из-за елок и бог знает откуда еще беспризорных детей: и семилетних девочек, и каких-то там мальчиков, то есть спасали «белых». Правда, той, которую мы искали, среди них не было. Зато, какое рвение.

С ДНЕМ ПОБЕДЫ. FUCK СКИНХЭДЫ..?
(или чего от них ждать)

На основании вышеизложенного разумнее всего сделать вывод, что местные скинхэды — эдакая смесь из панков и карикатурных образов хулиганов-пэтэушников, от которых они отличаются только тем, что не боятся из этих самых ПТУ быть отчисленными — какая разница, все равно впереди нет ничего хорошего. Да, они тоже, как и их предшественники, не любят «не белых» (хотя, скорее всего это просто игра на публику), но гораздо больше они не любят богатых. Обыкновенные хулиганы, в общем-то, до которых никому нет дела. А кто будет заниматься поддержанием их «облико морале»? Неужель криминальная милиция и службы по делам несовершеннолетних, у которых есть более важные дела, например, «зачистки» города от беспризорников, приуроченные к различным праздничным датам.
Но я, собственно, не об этом, а о том, есть ли повод для паники?

Начну по порядку.

Сейчас я процитирую фрагмент российского интернет-форума малолетних скинхэдов (www.farit.ru, а вообще таких форумов и чатов десятки).
«— Бей жидов! (так здесь здороваются. Это все равно, что «Привет » — авт.)
— Бей жидов! Толян, идем сегодня спасать Россию?
— Скины — это бедные подростки, у которых не все хорошо было в детстве, возможно в семье, возможно с головой, вот у них агрессия на всех и прет. Их бы в колонию для перевоспитания неплохо было бы отправить, хотя это им вряд ли поможет.
— Че вы против скинов имеете? А? Никакие они не ушлёпки!
— Вали отсюда на ... козел. Слава России!!!
— А какое отношение ты к «Славе России» имеешь? Если мне память не изменяет, Россия с фашизмом боролась. Или я не силен в истории?
— Иди на ... .
— А твой дед, что — на войне не был? Против фашистов не воевал?..»


А теперь представьте, что примерно такой же вопрос «был ли твой дед на войне?» задает какой-нибудь школяр из Львова соседу по парте. Да такого просто быть не может! Там вопрос ставится по-другому: «На чьей стороне воевал твой дед?» И вместо воспоминаний ветеранов на 9 мая, тамошние дети смотрят по телевизору бесконечные дебаты о том, давать ли «ветеранам» из дивизии «СС Галичина» льготы, или не давать? Чего не скажешь о подростках, живущих, скажем, южнее, которые либо еще помнят о заслуженных подвигах своих дедов, но, как справедливо говорит фашистский идеолог Христиан Ворх, «наблюдают ухудшения в стране и реагируют на них насилием», или, которым вообще все пофиг. А вы думаете, почему у нас и форумов таких нет, и скины не так как в России лютуют (пока), потому что у нас тут «миру мир»? Все гораздо прозаичнее — у нас нет нации, нам некому кричать «Слава!».
Хорошо ли это в данном контексте? В автобиографической книге «Майн кампф» Гитлер пишет, что когда-то, в пору голодного студенчества, глядя на сытых торгашей-иммигрантов, на все эти этносы, которые не способны и не хотят ассимилироваться, он сделал для себя вывод, что все беды Германии оттого и происходят, что в ней тоже нет нации. И это было начало. Тогда же, как и простой студент одесского вуза, он подумал, что эти беды сильно усугубляет отсутствие настоящего лидера.
Конечно, удобнее всего думать, что действия наших скинов не больше, чем обычные хулиганства — всякие там молодежные приколы. И «Бей жидов!» на стенах — тоже хулиганства — молодо-зелено, перебесится. Кстати, свой первый срок Христиан Ворх получил в 17-летнем возрасте: он вышел на улицу в маске осла и с табличкой на груди: «Я, осел, еще верю, что в немецких концлагерях евреев отравляли газом». Его родители тоже посчитали это просто хулиганством и пожалели мальчика.
А еще Ворха всегда бесило, что он родился бедным — «когда я еду по Гамбургу на своем маленьком «Фольксвагене» среди роскошных лимузинов, то чувствую себя довольно бедным» (а сравнимо ли это с бедностью местных подростков, «детей бомжей и учителей»?). Теперь за Ворхом 10 тысяч единомышленников в одной лишь Германии.
Национал-большевик всея Руси Эдичка Лимонов, сидящий сейчас в Лефортово «за организацию террористического акта», к которому он сам относится как к очередному перформансу, из которых, по сути, и состоит вся его жизнь, очень правильно заметил, что нищая молодежь большинства стран бывшего соцлагеря, в которых нет нации, как и не было ее когда-то в Германии — это неразумная биомасса, которая активизируется, если воззвать ее к самым низменным чувствам. К насилию, например: ты бедный — убей богатого. И на сегодняшний день движение скинхэдов пока что единственное, что может сплотить «разочарованных» подростков, допустим, из Львова и из Севастополя. Ведь должно же у них быть хоть что-то единое, например цвет кожи («Сохранить существование белых людей и будущее белых детей» — один из лозунгов наци-скинов).
... Но пока не о чем беспокоиться, пока они только говорят при встрече друг другу «Хайль» и оставляют это «приветствие» на заборах. Не скажу обо всей Украине, но в таком, вяло реагирующем на разного рода экстремистские проявления, городе как Одесса, опасаться того, что скинхэдовские поползновения продвинутся дальше «заборной» стадии, приходится едва ли. Это с одной стороны. А с другой... Мне вспоминается старый советский фильм о фашистской Германии, авторы которого утверждали, что незадолго до смерти Гитлер сказал примерно следующие слова: если когда-нибудь по прошествии многих лет какой-нибудь подросток поднимет руку и скажет «Хайль», то значит мы живы... И в это тоже верилось едва ли.

Татьяна ГЕРАЩЕНКО