№ 91
18-07-03

Юрий Работин: В УСТЬЕ КОНФЛИКТА
Елена Жура: ДАЧА, МАШИНА, КОВЁР, ТЕЛЕВИЗОР!
Влад Лашманов: ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА, или НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ...
Лев Вершинин: ВПЕРЁД, В ПРОШЛОЕ!
Инна Борисова: О СПИДЕ и ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ
А. Борянский: ИСТОРИЯ СИНЕМАТОГРАФА / ЛЮБИМЫЕ ЖАНРЫ 40-х ГОДОВ


Вдогонку субъективным решениям:
В УСТЬЕ КОНФЛИКТА


...Торжественных реляций — хоть отбавляй, что в газетах, что в выпусках теленовостей: впервые в Украине создается автобан подлинно мирового класса, и состыкует он Киев с Одессой. А ведь Киев, как известно, первый город в стране, и Одесса — хоть и не первый, но и не второй же, и об этом тоже говорено-переговорено. Короче, в Одесском «Обл-автодоре» приступили к строительству супер-фешенебельной автотрассы. И честно приступили, по совести, словно бы желая делом подтвердить, что та эпоха, когда все беды — от дураков и дорог, канула в лету. Оно и понятно: умный в гору не пойдет, умный поедет на хорошем автомобиле да по славной трассе. Только вот...

До дорожного ли строительства и до доброго ли дела будет руководителю организации, которую буквально измочалили бесконечными судебными тяжбами коллеги из родственной структуры? Да и сама эта родственная структура, вроде бы, не столько даже родственная, сколько не совсем понятно, какая, если судить по реально складывающимся обстоятельствам и сугубо официальным документам. Впрочем, судите сами.

Начиная с 2000 года, неоднократно и фундаментально реорганизуется вся система дорожного хозяйства державы. Уже год спустя специальным Указом Президента Украины №1056/2001 создается Государственная служба автомобильных дорог (Укравтодор) — как центральный орган исполнительной власти в данной отрасли. При этом ликвидируется Украинская госкорпорация строительства, ремонта и содержания автодорог. Во исполнение президентского Указа, февраль 2002 г. отмечен соответствующим Постановлением Кабинета Министров Украины №221. И вот уже 5 марта 2002 г. выходит циркулярный Приказ №93 Укр-автодора о структурных изменениях в отрасли, а далее, со все меньшим интервалом, появляется ряд официальных документов, касающихся уже непосредственно одесских подразделений Укравтодора. И, наконец, к концу мая минувшего года, кажется, формирование отраслей системы в Одесской области можно считать успешно завершенным.

Но... напоминаем: процесс реорганизации включал в себя и такой пункт как ликвидацию ранее существовавшей Госкорпорации. Следовательно, изменения должны были коснуться и коснулись и ее служб и отделов на местах. В Одессе под упразднение попало специализированное автопредприятие (САП) №15. А если учесть, что любая перетасовка, какой был благой ни была цель ее проведения, влечет за собою расчеты, вопросы о долгах и решения о взаимных их списаниях — надо ли удивляться, что редко тут обходится без конфликтов и скандалов... Увы, не обошлось без этого и на сей раз. И вот уже Одесский Облавтодор вызывает в качестве ответчика по судебной тяжбе руководителя САП-15. А организация эта, согласно упомянутым выше документам, подлежала ликвидации, а имущество было передано Облавтодору. Но руководство САП-15 так де-факто ограничилось созданием ликвидационной комиссии, а уж действовать последней, очевидно, не дали. И безоговорочные требования президентского Указа, правительственного Постановления и приказов прямого начальства в САП-15 оказались, мягко говоря, проигнорированными, чтобы не сказать — наплевательски попранными. Зато на ниве исков тут все планы перевыполнили, даже самые заоблачные. «Всего-навсего» около двух с половиной миллионов гривень желают получить с Облавтодора в САПе-15 незамедлительно и на блюдечке. А заодно — в качестве соответчика назначить Главное финансовое управление Одесской областной госадминистрации, поскольку именно оно, видите ли, во исполнение решений (да-да, неукоснительно во исполнение решений!) Одесского облсовета проводит соответствующие финансовые операции. Правда, сам истец уже «засвечен» в малоприятных событиях, свидетельством тому — уголовное дело №42/2003, возбужденное против САП-15. Службой безопасности Украины. Да и Одесская областная прокуратура открывает опять-таки уголовное дело против САП-15, квалифицируя деятельность последнего как преступление, предусмотренное ст. 190 ч. УК Украины.

Однако же, лучшая оборона — нападение. И — как уже известно читателю — нападение сие осуществляется с использованием судебной машины.

8 апреля 2003 г. Хозяйственный суд Одесской области выносит решение о «частичном удовлетворении» иска и о взыскании с Одесского облавтодора в пользу САП-15 примерно 20 процентов затребованной истцом суммы. Что же до нелегитимности самого истца — то он-де, истец, не исключен из госреестра. Не исключен же, как мы помним, по причине демонстративного несоблюдения действующего Законодательства Украины и иных нормативных актов. Да и сами эти 20 процентов, «присужденные к перечислению», откровенно говоря, тоже дают повод усомниться в чистоте помыслов и замыслов истца: уж если суд и стал на его сторону, то как-то слишком нерешительно и неубедительно...

А что же — уголовные дела против истца? — Да ничего, о них в САПе-15 предпочитают не вспоминать. Напротив, в ожидании «частичного удовлетворения» первого иска, спешат со вторым, и объявляют «чужими и незаконным владением» Облавтдора имущество последнего, по причине чего и требуют его вернуть, с непременным возмещением собственных убытков. Руководителями Облавтодора ничего не остается, как доказывать в суде фактическую несостоятельность тех «договорных обязательств», на которые ссылается САП-15, и выступать с собственным встречным иском. И уже новое решение областного Хозяйственного суда отказывает обоим истцам — и добровольному, и оказавшемуся таковым поневоле.

Досье тяжбы пополняется, словно счет у владельца мобильного телефона при сверхактивных переговорах. Вспоминается еще один, по времени и вовсе предшествовавший уже упомянутым, иск САП-15 к Региональному отделению Фонда госимущества Украины в Одесской области... Хотя, быть может, именно первоначальное удовлетворение того иска и прибавило уверенности САПу в собственной всепобедительности, а последующее аннулирование означенного удовлетворения осталось «незамеченным». Да и долги же у САП-15 перед «Автодором» — есть, и очевидные, осязаемые, исчисляемые в крупных суммах, а при желании — конвертируемые даже в твердую валюту, с портретами заокеанских президентов, но о них, о долгах собственных — ни-ни, о них даже упоминать — табу, вето, моветон. Это ведь — как в цыганский поговорке: «Я украл коня — хорошо, у меня украли коня — плохо». Отсюда — и логика прежних времен: наш разведчик — агент, их разведчик — шпион. И чем больше аббревиатура САП-15 фигурирует в документах судебных инстанций, тем более «законнорожденной» ощущают собственную недоликвидированную структуру ее руководители. Зато в числе разбиравшихся прежде и занимающихся ныне амбициозными за-просами САП-15 значится Киевский апелляционный хозяйственный суд и Высший Хозяйственный суд Украины.

Ну, ладно. Заведомо и сознательно не стали мы и не станем впредь вдаваться в тонкости бухгалтерских изысков и виражей, специальных расчетов и судебных мнений по этим вопросам — это дело профессионалов от аудита, а не от журналистки. Да и судебное решение, в отличие от представителей САП-15, мы привыкли уважать, хотя и судья — человек, а людям свойственно ошибаться.

Только уж очень хочется, чтобы дороги у нас были все же дорогами, а не бездорожьем. И чтобы для этого те, кому надлежит, сим и занимались. А что получится, если отраслевой орган исполнительной власти, каковым определен на Одесщине Облавтодор, только и будет, по милости лишь виртуально-легитимного, но реально-неукротимого САП-15, вести летоисчисление от одного судебного заседания до другого?!

Ах, какими славными намерениями вымащивались пути-дорожки ковровые перед большими начальниками, принимавшими решения о реорганизации дорожного хозяйства Украины! О, какие радужные надежды питали и детей их, успевших выйти из юношеского возраста, и внуков, отрочества пока не достигших! А меж тем, небезызвестный классик, говоривший о дураках и дорогах как о наипервейших наших бедах, к сожалению, словно в воду смотрел. И строчка-призыв из давным-давно полюбившейся песни — «Крепче за баранку держись, шофёр!» — приобретает особую актуальность. Поди ж знай, что там будет с дорогой, если столь неподалеку кипят такие нешуточные страсти...

Юрий РАБОТИН


 

ДАЧА, МАШИНА, КОВЁР, ТЕЛЕВИЗОР!
(несколько слов о рассрочке)


Человек — существо ненасытное. Он постоянно чего-то хочет. Он оглядывается по сторонам и отчаянно завидует тем, у кого уже есть предмет его вожделений. Ему совсем недостаточно иметь кусок хлеба и чистый костюм. Он хочет смотреть телевизор с плоским экраном, не заботиться о стирке, ездить на новой иномарке и жить в престижной квартире. Но есть суровые реалии жизни. И они твердят: зарплата — не «Дирол» с «Орбитом», не жвачка, до беспредела не растягивается. Что делать? Современный рынок предлагает множество способов заполучить желаемое. Один из них — взять мечту в кредит. Каким образом? Читайте.

Любой каприз - за 2 процента

Каждому знакома эта тоска: идешь по магазину, глаза горят, а карман пуст. То есть, он не совсем пуст, но размер наличности в нем до необходимой суммы явно не дотягивает. Бывает, и нужна-то всего безделица — какая-нибудь сотня гривен. Но...
Копить? Не у всех получается. Ждать повышения зарплаты? Из области фантастики. Выход из положения предлагают так называемые кредитные общества, которых в Одессе уже с десяток наберется. Суть их деятельности можно объяснить следующим образом. Каждое кредитное общество — это своеобразный мини-банк, пользующийся исключительно деньгами своих вкладчиков. Вступить в кредитное общество проще простого. Приходишь, платишь членский взнос (около 10 грн.), заполняешь необходимые документы, — и становишься членом на определенный срок. К примеру, в Первом кредитном обществе города Одессы членство длится ровно год.
Какие же права имеет наш неофит? Во-первых, вложить свои кровные (если они в наличии) и ожидать их возвращения с процентами. А во-вторых, член кредитного союза имеет право взять здесь кредит. Можно наличными деньгами, предоставив обществу залог в виде материальной ценности. Но если вас интересует поиск недостающих средств для покупки товара, кредитное общество и без ваших хлопот с «наличкой» поможет осуществить мечту.
Вот как это делается. Потенциальный покупатель приходит в магазин и видит на полке предмет своих желаний. Он обращается к продавцу с вопросом: «А вот эту вещицу можно в рассрочку?» Юная дева за прилавком утвердительно кивает и протягивает гражданину так называемый «флаер» — буклет с логотипом того общества, с которым сотрудничает магазин. Пристально изучив условия предоставления кредита, указанные в буклете, покупатель возвращает его деве. Та, в свою очередь, вписывает в графы «флаера» название товара и его стоимость. Зажав буклет в ладони, вспотевшей от радостного волнения, гражданин бежит в кредитное общество. (По дороге он собирает нехитрый набор документов: паспорт, идентификационный код и справку с места работы о доходах за последние 6 месяцев с подписью директора и главного бухгалтера.)
И там, уплатив первоначальный взнос — от 10 до 50% стоимости покупки, — он получает гарантию, на основании которой ему выдается товар. С этого момента он становится заемщиком, а новый телевизор (диван, пылесос и т.д.) — залогом, до того момента, пока не будут выплачены все деньги.
Как правило, максимальный срок выплаты кредита в подобных союзах не превышает одного года. Конечно, никто не отказывает вам в праве выплатить кредитному обществу свой долг и в течение более короткого периода. Наоборот, чем скорее будет погашен долг, тем меньше ваших кровных средств уйдет на выплату процентов. Их размер сравнительно невелик — около 2% в месяц. Практически избежать процентов можно так: при покупке выплатить 50% ее стоимости, а потом за три месяца «покрыть» вторую половину.
Но что же делать гражданину, возжелавшему телевизор из магазина, который не сотрудничает с кредитными организациями? Тоже идти в кредитный союз, чтобы взять там денежный кредит, ежемесячная процентная ставка по которому составляет от 5 до 10%. Документы те же, но есть одно условие. Дабы получить необходимую сумму, нужно предоставить залог. Им может стать любой вид вашей собственности — от аудиосистемы до автомобиля. Для того, чтобы оформить залог, на дом к будущему заемщику отправится специалист. И если, к примеру, ваша ценность «затянула» на 4 тыс. грн., вы вправе рассчитывать на предоставление кредита в размере 2 тыс. грн. Зачем такие премудрости? Все просто. Есть такое правило: если гражданин не может оплатить кредит, общество имеет право продать его залог. Часть суммы пойдет на долги, остальное вернут хозяину. При этом следует отметить: деньги, выплаченные за вещь до этого момента, не возвращаются. Безусловно, такая жестокость — мера экстренная. Неплатежеспособный товарищ может попросить помочь с кредитом своего родственника или знакомого, который имеет право выступить поручителем. А, кроме того, общества могут, войдя в бедственное положение, разрешить небольшую отсрочку с выплатой. Но если вы не состоянии платить, а экран телевизора, продажа которого могла бы покрыть кредит, ребенок разбил молотком, остается один выход — обращение кредитора в суд. Такая же кара ждет тех, кто решил сбежать от ответственности. А так как суд рассматривает подобные дела невыносимо долго, то размер пени (штрафных процентов), начисленной за неуплату, становится внушительным. Это совсем невыгодно беглецу, которому, если его найдет милиция, придется платить очень много.
Сотрудничество с кредитными обществами понравится тем, кто решил приобрести обновку, стоимость которой трудно назвать астрономической. Средняя сумма кредита, предоставляемого подобными организациями, колеблется в районе 800-1500 грн. Эта услуга хороша и для тех, кто не любит ждать. В большинстве случаев кредитное общество способно оформить вашу рассрочку в течение одного часа.
А вот приобретение более глобальных благ цивилизации — квартиры и автомобиля — с помощью подобного учреждения будет выглядеть весьма затруднительным. Нужны другие варианты.


Дом, который выкупил банк

Об этой новинке гласит великое множество рекламных объявлений, которыми город просто завален в последнее время. Коммерческие банки наперебой предлагают свои услуги по предоставлению жилья в «рассрочку». Условия кредитования у всех разные, как, впрочем, и сроки предоставления кредита. В общем, более широкого поля выбора для жаждущих выкупить свою квартиру на протяжении нескольких лет, просто не найти. Схема выдачи банковского кредита на покупку жилья выглядит несложно. Любой желающий может прийти в банк, дабы выразить свое намерение как можно быстрее вселиться в новые апартаменты. Перед этим он имеет право присмотреть для себя подходящую квартиру, а может и не заботится об этом. Некоторые банки активно сотрудничают со строительными фирмами, а потому о будущем жилье можно поговорить уже в стенах финансового учреждения. Вам не только посоветуют, куда обратиться «посмотреть планировочки» и «уточнить цены», но и сразу же проконсультируют по поводу всех тонкостей оформления кредита на новостройку.
Основным требованием к будущему заемщику является предоставление банку внушительного пакета документов. В некоторых случаях (например, в «Правэкс-банке») такая «подборка» может содержать до двух десятков всевозможных справок, паспортов и свидетельств. Кроме стандартного набора (паспорт, код, справка о доходах), от вас потребуют копии всех документов по объекту недвижимости (правоустанавливающий документ, справка-характеристика из БТИ, справки из ЖЭКа об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и квартплате, а также о балансовой стоимости квартиры, решения из опекунского совета в случае участия в продаже несовершеннолетних и т.п.). А в некоторых банках пошли еще дальше — требуют предоставления справки из психоневрологического диспансера. И еще граждане обязаны честно проинформировать банк о своих РЕАЛЬНЫХ доходах. Это, по свидетельству банковских юристов, выгодно и самому потенциальному заемщику. Мол, чем больше зарплата, тем реальнее выглядят шансы на получение выгодного долгосрочного кредита. Кстати, при этом банки обещают не передавать полученную информацию в налоговую инспекцию, ссылаясь на банковскую тайну.
Весь пакет документов рассматривается в течение одной-двух недель. Именно столько времени требуется кредитному совету для принятия решения о том, брать вашу желанную квартиру в залог или нет. Нередки случаи, когда по истечении этого срока гражданам, потратившим кучу времени и средств на сбор справок, попросту отказывали. Наиболее распространенные причины: неправильно оформленные бумаги, отсутствие некоторых из них, а также пенсионный возраст, недостаточный уровень доходов и т.д. Предъявлять претензии в этом случае некому и некуда — банк вправе сам решать, кому отдавать свои средства.
Сроки предоставления жилищного кредита всюду разные. К примеру, Морской транспортный банк дает заемщику максимум 5 лет, а «Правэкс-банк» — 10. Чтобы кредит начал «работать», гражданин обязан заплатить продавцу жилья первый взнос. Как правило, его размер не превышает 30% стоимости покупаемой квартиры. Выплату остальных 70% обеспечивает банк. Есть еще у банков ограничения по минимальной стоимости жилья или автомобиля, выданного в кредит. Как правило, вам не прокредитуют покупку, которая стоит меньше 3-5 тыс. условных единиц. А вот верхней ценовой планки нет — чем дороже ваша покупка, тем она выгоднее для банка.
С момента подписания кредитного договора учреждение начисляет кредитные проценты, в среднем 14-15% годовых. Банк жестко требует ежемесячной вы-платы процентов. В случае нарушения подобного обязательства начинают действовать санкции — от увеличения процентной ставки до расторжения кредитного договора. Предупредить эти неприятности способен поручитель, который согласится оказать вам финансовую помощь. А самый эффективный способ — справиться с кредитом как можно быстрее, сократив тем самым размер начисляемых процентов. Однако подобная практика приветствуется не во всех банках.


Молодёжное жилищное кредитование: надейся и жди!

Несколько лет назад в Украине был принят хороший закон — «О социальном развитии и становлении молодежи». В статье 10 этого документа говорится о льготном государственном долгосрочном кредитовании молодежи на строительство и покупку жилья. Здесь же четко определено, кто имеет право на получение такого кредита. Это — одинокие люди в возрасте до 28 лет и семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 30 лет.
Как известно, молодежь в нашей стране является самой бездомной категорией населения. И самой безденежной. А потому подобные ноу-хау, безусловно, являются чуть ли не самой лучшей идеей нашего государства за все его существование. Что же нужно сделать для того, чтобы попасть в ряды молодых новоселов? Первым делом, подтвердить свое священное право на первоочередное получение заветных метров. Для этого необходимы: справка о нахождении на квартирном учете (по месту постоянного проживания или по месту работы), ксерокопии паспортов, свидетельства о браке и рождении детей (при наличии), справка с места жительства о прописке, идентификационный код, справки с места работы с указанием доходов за последние 12 месяцев, а также справки из бюро технической инвентаризации об отсутствии недвижимости в собственности.
С подобным багажом в руках необходимо обратиться в Одесское региональное отделение государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству. Там помогут написать заявление, заполнить анкету и внесут ваши данные в общий банк данных кандидатов на получение льготного жилья.
Подчеркнем, что «молодежный кредит» является льготным и целевым. Он предоставляется на 30 лет. Чтобы его получить, молодые люди обязаны оплатить строительство или покупку квартиры. Взнос составляет не менее 6% от ее стоимости. Если в молодой семье есть дети, она имеет право на льготы. В то время, как одиноким новоселам кредит предоставляется под 3% годовых, то для родителей одного ребенка, даже если он родился уже в процессе проживания в предоставленной квартире, проводится перерасчет возврата по кредиту, и он становится беспро-центным. С рождением второго ребенка выплаты по кредиту сокращаются на 25%. И еще одна льгота — для семей с тремя детьми. Для таких семей выплаты по кредиту сокращаются на 50%. Права на подобные поблажки имеют только те семьи, в которых детям не исполнилось 18 лет.
Возврат кредита начинается после вселения в новую квартиру. Возраст молодых имеет значение только на дату подписания кредитного договора. Но подписывается этот документ только в том случае, если у фонда имеются кредитные ресурсы и подходящее жилье.
Скажете, сказка? Не то слово. Если бы не одно «но». Фонд основан в 1996 году. С 2000 года он получил статус государственного, что дало ему возможность осваивать значительный объем средств из госбюджета. Однако не только государственные деньги должны расходоваться на подобные нужды молодежи, но и средства из местных бюджетов. А вот с этим-то обстоят дела хуже некуда.
— Дело в том, что деятельность фонда финансируется из двух источников: государственного и местного бюджетов, — говорит Николай Бурцев, директор одесского отделения фонда. — Причем госбюджет выделяет средства на пропорциональной основе по отношению к местному. И только после фактического выделения средств из местного бюджета. Но одесские власти почему-то не спешат выполнять свои обязательства по кредитованию молодежного строительства. За четыре года своей работы одесское региональное отделение фонда смогло прокредитовать только 78 молодых семей города, а с 2000 года ни одного кредита выдано не было. В данный момент на очереди в отделении стоит более полутысячи семей, желающих включиться в молодежное кредитование. Большинство из них — одесситы. А в городском бюджете на текущий год записана строчка касательно финансирования нашей деятельности — 100 тыс. грн. Эта сумма позволит обеспечить одну (!) семью трехкомнатной квартирой не в самом престижном районе. Но до сих пор мы из горбюджета и этого не получили.
Подобную пассивность городских властей Одессы объяснить не составляет труда. В городе наблюдается неимоверный спрос на жилье — стоит посмотреть, сколько в последнее время открыто агентств недвижимости. Люди едут в Одессу жить и работать. И цены на жилплощадь растут, как на дрожжах. Отсюда логический вопрос: зачем руководству льготное строительство, если и коммерческое процветает? Ответ понятен.

На кредите не скроешься

Напоследок скажем пару слов о рассрочке на покупку автомобиля. Все так же, как и в вопросе приобретения квартиры. Банк выдает заемщику 70% стоимости агрегата, остальные 30% он платит сам. Процентная ставка установлена в пределах 15-16%, в зависимости от стоимости автомобиля. На заметку: иномарка дается в кредит на более долгий срок, чем отечественный автомобиль, да и размер первоначального взноса при покупке «иностранца» будет меньше. К примеру, «Правэкс-банк» согласен предоставить за иномарку кредит на 5 лет со взносом в 20%, а на какую-нибудь «Таврию» — 3 года и 30% соответственно.
Банки сегодня сотрудничают со многими автосалонами города. Но если клиент решил купить автомобиль у частного лица, он должен предоставить банку копии договора о купле-продаже авто и подтверждение регистрации в ГАИ. Взять автомобиль в залог для выдачи кредита покупателю банк может только после оформления. Но здесь могут возникнуть трудности: банк не может выдать кредит без оформления авто в залог, а его продавец не хочет переоформлять документы до момента получения полной стоимости покупки. А потому кредитное сотрудничество с автосалоном более предпочтительно. Здесь без проблем оформят право собственности на автомобиль, однако до внесения денег на счет магазина, никто вам покупку не отдаст.
И еще. Кредиторы постарались предупредить внезапные приступы вашего нежелания платить за авто. Вот условие: до конца выплаты кредита заемщик не имеет права выезжать за границу на приобретенном авто, продавать его и т.д. А в его техпаспорте (до конца срока выплаты кредита) стоит отметка — «Без права отчуждения».
Удачных покупок, господа!

Елена ЖУРА


 
ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА или НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ...


Советский Союз всегда славился огромным потреблением хлеба и мизерными ценами на него. Иностранцы поражались — как это килограмм хлеба, для изготовления которого требуется жать, молоть, печь, может стоить дешевле килограмма грязного сырого картофеля? Мы же удивлялись их мелочности и крохоборству.

Союз распался, цены на хлебобулочные изделия подскочили в 6-10 раз, но потреблять их в странах СНГ, по крайней мере, в России, Белоруссии и на Украине меньше не стали, хотя, возможно, и стали относиться к нему бережнее. Он у нас — ко всем блюдам. У сторонников бредового «раздельного питания» я спрошу: как можно есть без хлеба борщ? Сало? Уже молчу о бутерброде.
И вот страну нашу облетела радостная для диетологов весть — ожидается крупный неурожай зерновых. Заморозки с гололёдом зимой, засуха с ливнями летом.
Ещё более радостной весть эта оказалась для трейдеров, тьфу, торговцев: цены на муку, крупы и почему-то на сахар тут же подскочили. Сразу появилась благодарная тема для «народных защитников».
Вот о так называемых политиках различного уровня и хочется сказать пару слов. Зачем, спрашивается, было сеять среди народа панику и создавать режим наибольшего благоприятствования для спекулянтов?
Ещё зимой, помню, собрал наш губернатор у себя руководителей одесских партий (их, партий, у нас около сотни, а членов вместе с руководителями — даже больше). И пожалился Сергей Рафаилыч на трескучие морозы («Гололёд на земле, гололёд, целый год напролёт, целый год...»), и сказал, что о прошлогоднем изобилии можно забыть...
Средства массовой информации, конечно, донесли слово областного начальника до городских масс, но массы спокойно жевали хлеб и в ус не дули.
Более эффективными по результату оказались действия центральных властей. В конце весны — начале лета центральне телебачення и столычни газеты стали, как по команде, дружно предсказывать голод, рассказывать о пустых полках и огромных очередях. Одесситы были в недоумении — у нас, вроде, всё оставалось по-прежнему, но червь сомнений закрался, и кое-кто потихоньку стал делать продовольственные запасы на случай блокады. Ну, а поднять под шумок цены — дело привычное.
Подняли цены наши — ладно, мы можем их и «опустить» (позавчера в Одессе было принято постановление о проценте рентабельности). Но вот когда громогласно заявляют о неурожае, пустых закромах и о необходимости гигантских закупок зерна за границей — как, вы думаете, отреагируют на это зарубежные продавцы? Правильно, заломят втрое.
На днях любимая наша Рада приняла там что-то о государственной конфиденциальности, СМИ, СБУ и прочих великих тайнах. Масс-медиа, значит, несут ответственность за «разглашение», а предоставляющие информацию госчиновники? Сознательно ли делают они это (то есть — в корыстных интересах), или по неуму — хрен редьки не слаще. Надеюсь всё же, нам не придётся жевать эти полезные продукты в режиме раздельного питания.

Влад ЛАШМАНОВ


 
ВПЕРЁД, В ПРОШЛОЕ!


Албанские мордобойцы Один из самых любимых приемов научных и не очень научных фантастов — столкнув нос к носу людей из разных времен, посмотреть, что будет дальше. Бывает же всякое. Но, как правило, гуманизм побеждает. Ибо человек — это звучит гордо, красота спасет мир, и так далее. Если же вдруг, как у раннего Андерсона, встреча завершается трагедией, тоже не беда: в конце концов, это же только фантастика, в жизни все равно такого не бывает. Хотя как сказать...


...Некоторое время назад из недр правительства Италии, и без того изрядно нервирующего хворую политической корректностью Европу гадкой манерой называть кошку кошкой, донеслись слухи о подготовке законопроекта, который, если будет принят (что при нынешних раскладах вполне возможно), несомненно, поможет решить проблему нелегальной иммиграции. Суть задумки проста: разрешить патрулям береговой охраны открывать огонь по судам, везущим нелегальных эмигрантов, главным образом из Албании. Вплоть до полного утопления. И вне зависимости от наличия на борту женщин и детей.

Левая пресса взвыла. Автор законопроекта — Умберто Босси, один из самых влиятельных соратников премьера Берлускони, был немедля обвинен во всех грехах, кроме (хотя, возможно, и это впереди) свальной некрофилии. Но не дрогнул. А дал серьезным журналистам обстоятельное интервью, пояснив, что все, конечно, понимает, и нелегалы бывают разные, но «их следует гнать из Италии, неважно, хороши они или плохи. И сделать это — долг нашего флота». Конец цитаты.

По теперешним, тошнотворно лицемерным, временам сказано, пожалуй, чересчур откровенно. Но, с другой стороны, все остальное уже опробовано. И не помогло. Да и бегут сейчас отнюдь не от репрессий («диктатор Слобо» давно не у власти, и в вольном Косове нынче режут исключительно сербов), а от нищеты, причем количество беглецов пугающе растет: только за минувший июнь число обитателей временных лагерей увеличилось на семь тысяч голов.

В общем, любовь прошла, помидоры завяли, а Гюльчатай показала личико. Романтичный образ чернокудрого, перепоясанного патронташами косовара, сладко будораживший охладевшую кровь европейских обывателей, рассеялся. Не погрешу против истины, предположив, что очень многие европейские политики с превеликой охотой подписались бы под предложением синьора Босси. Но, увы, сие несовместимо с рейтингом. Посему приходится бояться тихо.

Хотя кое-кто уже, кажется, не может молчать.
Дэвид Бланкетт, министр внутренних дел Великобритании, при всем своем лейборизме недавно открытым текстом заговорил о «реальной опасности, наползающей на Европу», имея в виду албан-ские группировки, ранее маскировавшиеся под разнообразные «комитеты поддержки героев Косова». Они отнюдь не спешат возвращаться на практически обретшую независимость родину. Напротив, пускают корни, активно обживая все новые и новые секторы теневого мира, пополняя свои ряды «несчастными беженцами».
Подчеркивая серьезность ситуации, шеф британского МВД самокритично отметил, что албанские гангстеры, как ни печально, организованы лучше, чем те, кто вынужден с ними бороться. Что и понятно. Не имеющие права стрелять на поражение, по рукам и ногам связанные крикливой прессой и зацикленными на своем либерализме правозащитниками, европейские сыскари и следаки, судя по всему, превратились в бессильных чиновников. А новые супостаты понюхали реального пороху, обзавелись в «романтический период» роскошными связями и держат на золотом поводке лучших юристов...

Чисто по Высоцкому — «как школьнику драться с отборной шпаной?».

Албанский патриотНачалось, понятно, с близкой — сразу за морем — Италии. Явившись туда с протянутой рукой, «бедняжки», быстро уразумев, что попали в страну непуганых лохов, сперва «наехали» на старомодных мафиози, почти полностью вытеснив их с «голенища» аппенинского сапога домой, в родную Сицилию. После чего, войдя во вкус, ринулись покорять континентальные столицы, не торопясь разве что в Брюссель, прочно оккупированный не менее резкими и скорыми на разборки марокканцами (впрочем, с единоверными арабами и чеченцами «беженцы» неплохо ладят).
В общем, у старушки-Европы добавилось головной боли.
Только в старой доброй Англии гости с Балкан за пару лет подломили под себя три четверти рынка официальных и неофициальных секс-услуг. Поначалу промышлявшие исключительно сутенерством, они на сегодняшний день «держат» почти всю поставку живого товара с востока Европы, в основном — из Румынии, Молдовы и Болгарии. Нередко, впрочем, в ассортименте оказываются и украинки, и россиянки. Конечно, девчата в большинстве вовсе не агницы Божьи, они в курсе, чего дядям нужно, и заранее готовы трудиться, не покладая рук и всего прочего. Но, вербуясь в «эскорт» и «массажистки», бедные дурочки не знают, что времена изменились. Им невдомек, что по данным Интерпола в Европу фактически вернулось рабство — в самой жестокой и отвратительной форме.

Творчески освоив Италию и Соединенное Королевство, албанские братки отнюдь не почили на лаврах, настойчиво и без спешки внедряясь везде, где осели общины их сородичей: в Австрии, Германии, Швейцарии, Норвегии, Польше, Чехии. Сфера их интересов — уже не только торговля «белым мясцом», но и оружие, крупные партии которого они навострились без особых проблем переправлять через многие европейские границы. И, конечно, наркотики. Если еще в начале 90-х новые претенденты на Европу вели себя в этой деликатной сфере тихо и скромно, довольствуясь ролью «лбов» при традиционных боссах — турках и курдах, то после «косовской победы» роль наемников перестала их устраивать; конкретно разобравшись с несогласными, они взяли под контроль так называемый «балканский маршрут», и нынче в их «активе» более половины героина, реализуемого на улицах европейских городов.

Против сотен горных орлов уже возбуждены дела о вымогательстве, киднэппинге, крупных кражах и мошенничествах. Но толку — чуть. Адвокаты настороже, свидетели запуганы, а сколько-нибудь нормальному ходу расследований мешает не только озабоченная правами нелегального человека пресса, но и совершенно особая организация албанских «братств». Как правило, эти группы состоят из кровных родичей, в крайнем случае — односельчан, знакомых с детства и связанных клятвой, куда более серьезной, нежели сицилийская omerta. Руководит кланом «крюе», до-словно — «вождь» (вроде ярла у викингов или атамана у степняков), которому все обязаны личной верностью. Правда, важнейшие вопросы, как положено в эпоху раннего средневековья, выносятся на «байрак» (сход дружины), но последнее слово все равно остается за крюе.

Стать дружинником — высшая честь для юного албанца и заветная его мечта; ради её осуществления он готов пойти на все. Но и те, кто по разным причинам не попал в воинство, вне зависимости от уровня образования или обеспеченности, пребывают под «покровительством» одного из крюе и строят свою жизнь в соответствии с предписаниями «Кануна» — свода законов, составленного в XV веке Лекой Дукагини, правителем княжества Арберия и племянником знаменитого Скандербега. Для своего времени книга эта, упорядочившая отношения между горными кланами, была безусловно прогрессивна — там впервые в истории были упорядочены методы ведения войн между родами, процессы кровной мести и работорговли, а также подробно расписано, каким образом количество баранов, отданных в качестве калыма, влияет на полноту прав мужа. Что до взглядов на мироустройство, то мудрая книга четко разделяет мир на «наших» (албанцев) и «врагов» (всех остальных).

Особо оговорен в «Кануне» и категорический запрет обучать «врагов» албанскому языку; этот постулат, уже почти шесть- сот лет свято соблюдаемый балканскими селянами, изрядно портит жизнь европейским детективам — как некогда янычары Османской Порты, они не могут найти ни нормальных учителей, ни надежных переводчиков (честное слово, интересно знать, что бы сказал по сему поводу Владимир Галактионович Короленко, великий гуманист, оплакивавший горькую участь «безъязыких» эмигрантов в Америке).
Кстати, в Америке тоже не все слава Богу. Просочившись на тот берег Атлантики, эмиссары «братств» постепенно «берут на щит» тамошние тучные города и веси, загоняя в подполье не только престарелую «Коза ностру», но и утратившие былую прыть китайские «триады». С ними уже стараются не обострять отношений и колумбийцы. А лет через пять-семь на фоне охватившей цивилизованный мир сети албанских «дружин» даже непобедимая и легендарная «русская мафия» покажется ватагой уличных хулиганов.

Лев ВЕРШИНИН


 

 
О СПИДе и ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ


В результате социологического исследования на тему «Осведомленность представителей украинских СМИ относительно проблемы ВИЧ/СПИДа», проведенного специалистами Киево-Могилянской академии, выяснилось, что около 35-ти процентов украинских журналистов уверены, что их никогда не коснется эта проблема. Косвенно такое отношение с их стороны можно рассматривать как уверенность «СПИД — это удел проституток и наркоманов, а не нас — таких хороших, накрахмаленных и высокоморальных». Могут ли такие журналисты быть объективны в освещении тем, связанных со СПИДом? Вряд ли. А на вопрос «какое место занимает Украина в Центральной и Западной Европе по темпам распространения «ВИЧ?» (а это первое место), правильный ответ и подавно дали только 18 процентов респондентов от пера. Что, конечно же, не могло не насторожить антиСПИДовскую общественность. Собственно, этот факт и стал одной из причин проведения в различных регионах Украины учебных семинаров для журналистов «Эпидемия ВИЧ и молодежь в фокусе украинских СМИ» (организаторы: ЮНИСЕФ общественные организации «Компас» и «Диспут-клуб»).
Вкратце цель семинара можно обрисовать так — ликбез по вопросам ВИЧ/СПИДа среди журналистов, ведь именно они формируют общественное мнение и зачастую, как считают организаторы семинара, — негативное, приводящее к дискриминации людей, живущих с ВИЧ.
Каждому участнику семинара была презентована памятка с пометкой «Как писать о ВИЧ/СПИДе» — такой себе список из энного количества «нельзя» — распространенных журналист-ских штампов неэтичных по отношению к ВИЧ-положительным людям, которых следует избегать в публикациях.
Так вот памятка сия (а одесские журналисты побывали на семинаре 11 и 12 июля) произвела на меня двойственное впечатление. С одной стороны, она содержит советы, с которыми не поспоришь и к которым следует прислушаться (не «группы риска», а «уязвимые группы», не «ВИЧ-инфицированные», а «ВИЧ-положительные» и т.п.). Хотя те, кто читал книгу «Журналистам о СПИДе» (автор Ирина Савельева), вышедшую в печать четыре года назад, уже давно прислушались (а именно из этой книги перепечатан список «нельзя»). Но с другой... Дойдя до пункта, в котором сказано, что проститутку некорректно называть проституткой, а гомосексуалиста гомосексуалистом, захотелось, знаете ли, выступить с речью в защиту журналистов. Да и не мне одной, а, как говорится, — «мы тут с коллегами посовещались»...
Итак, кое-что из списка некорректных выражений по отношению к людям, живущим с ВИЧ.

«СПИД - чума ХХ века»

Комментарий семинара: «Сравнение с чумой нагнетает СПИДофобию, истерию и средневековый страх пред инфекцией, а также способствует дискриминации и изоляции людей, живущих с ВИЧ».
Да, это стандартный журналистский штамп. И плох он или хорош ровно настолько, насколько вообще могут быть плохи или хороши штампы.
С одной стороны он, действительно, попахивает невежеством, ведь чума передается только с блохами или по воздуху, а, стало быть, ее вообще нельзя сравнивать со СПИДом. Но с другой, есть такое понятие как метафора — если кто подзабыл школьную программу, напомню словами Аристотеля: «метафора — приложение к одной вещи (в данном случае СПИДу) имени, принадлежащего другой (чумы)». А, учитывая данные ООН, согласно которым СПИД можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами, как по числу унесенных жизней, так и по ущербу, который он нанес обществу, не такая уж и неудачная метафора. Просто устаревшая: штампы — они и есть штампы, поэтому их лучше избегать.

«Заразиться СПИДом»

Написать такое — значит продемонстрировать свое невежество. Заразиться можно ВИЧ-инфекцией. А что такое СПИД — конечная стадия ВИЧ-инфекции, поэтому заразиться им нельзя.

«Жертвы СПИДа»

Комментарий семинара: «Слово «жертва» допускает пассивность и беспомощность. Большинство людей, которые живут с ВИЧ, борются за свою жизнь, человеческие права и помогают другим избежать инфекции».
Эх, да если бы я жила... да вот хотя бы в нищей Уганде, правительство которой, тем не менее, обеспечивает бесплатным лечением каждого своего ВИЧ-инфицированного гражданина, то подписалась бы под каждым словом комментария. Но, живя в Украине и зная, что из-за дороговизны лекарств, способных затормозить развитие вируса, украинцы, живущие с ВИЧ не лечатся, а умирают, как-то не логично называть их не «жертвами», а, предположим, «счастливцами».

«Проститутки»

Комментарий семинара: «Многие женщины, занимающиеся коммерческим сексом, делают это не по прихоти, а вынужденно. Поэтому коррект-но и принято международными нормами этики называть их «женщинами секс-бизнеса» или сокращенно ЖСБ».
М-да, так и представляется сразу это сокращение у Куприна в «Яме» — не очень, правда, литературно, зато корректно... А что до газетных публикаций, то журналистика — она все-таки должна отличаться от буклетов для ЖСБ с «проповедями» о безопасном сексе и от пособий для наркоманов с наставлениями о том, что нехорошо колоться в пах. Кстати, —
«Наркоманы»
Комментарий семинара: «Это выражение также является некорректным. Нужно писать: «Люди, употребляющие наркотики», «наркозависимые», «потребители наркотиков».
А еще можно написать коллективную петицию и разослать ее по тысячам сообществ по всему миру, которые помогли тысячам людей освободиться от наркотической зависимости — «анонимным наркоманам» — хорош, мол, фигней заниматься, лучше бы название сменили.

«Гомосексуалисты»

Комментарий семинара: «Говоря о сексуальной ориентации, лучше употреблять более современные и более нейтральные выражения: «геи», «бисексуалы», «гомосексуалы». Можно перенять выражение, которое используется в профилактических программах: «мужчина, который имеет секс с мужчиной».
Вот где вам великий и могучий — «ЖСБ одолжила у мужчины, который имеет секс с мужчиной конвертируемую валюту, чтобы нанести визит вежливости людям, употребляющим наркотики». За будущее такой журналистики становится страшно, если речь, конечно, не идет о фельетоне. И может, наконец, кто-то объяснить, чем «гомосексуалист» отличается» от «гомосексуала»?..
Такое впечатление, что, увлекшись журналистской этикой, некоторые представители антиСПИДовского сообщества не совсем верно расставляют акценты. Предположим, в своих публикациях журналист в очередной раз напомнит нашему правительству, что количество жизней, которые унес СПИД эквивалентно двум мировым войнам. И не важно, употребит он в своем материале слова «жертва», «гомосексуалист» или «наркоман», важно — что после десятой, сотой публикации правительство, быть может, все-таки почешется и сделает хоть что-нибудь для легализации на рынке дешевых лекарств, которые могли бы продлить жизнь ВИЧ-положительных людей на неопределенно долгое время. То есть они получат реальную помощь. Разве это плохо. И разве не в этом заключается задача журналиста?

Инна БОРИСОВА


 
ИСТОРИЯ СИНЕМАТОГРАФА: ЛЮБИМЫЕ ЖАНРЫ 40-х ГОДОВ


Не секрет — есть великое кино, «нетленка», а есть кино для развлечения. Первое всегда отражает жизнь. Второе, в общем, тоже, но косвенно. Развлекательное кино, изобретая жанры, демонстрирует, к чему склонялось массовое сознание в те или иные десятилетия ХХ века. У него имеются свои вершины... И главный признак: оно обязательно привязано к жанровой схеме.
В 40-х годах в масс-культуре бесспорно лидировали мюзикл и — новое слово — фильм «нуар».
Черное кино противоположно мюзиклу. Оно взяло популярность в США одновременно с началом войны в Европе. Оно ни в коей мере не о войне, так — история о не слишком хороших людях с плохим концом.
В мюзиклах поет и пляшет игрушечная романтика, а в «нуар» безжалостная жизнь хватает за горло, не то что спеть, прохрипеть времени не остается.

«Серенада солнечной долины» (США, 1941)

Серенада солнечной долиныБоже, как мало надо было людям для полного счастья! А ведь прошло только 60 лет, и уже еле хватает сил досмотреть этот фильм до конца.
Кино окрепло и стало позволять себе забираться на соседние территории для эксплуатации чужих недр в собственных корыстных целях: территория джаза поделилась Гленом Миллером (музыка и роль второго плана), а территория зимнего спорта — олимпийской чемпионкой норвежкой Соней Хени (главная роль).
США осознали себя лидером среди держав (1941 год, Европа воюет, идиотка, а у них за океаном — снежный курорт в джазовых переливах), киноиндустрия Голливуда превратилась в империю среди жанров. Вот где истинная власть!
Но как же было мрачно и пусто в СССР после войны, если страна-победитель подымала себе настроение трофейной «Серенадой Солнечной долины», чужой и примитивной, от которой остались три хита оркестра Глена Миллера и имя Хени в списке чемпионов Олимпиад.

«Сестра его дворецкого» (США, 1943)

Американские мюзиклы - это такая вещь в себе, нечто, живущее по отдельным законам, где сюжеты и ситуации повторяются много лет, а зрителям интересно, как то же самое проделают новые рекруты. Звук в кино начался с мюзикла — «Певец джаза». Премия киноакадемии, едва затеявшись, отдала главный приз мюзиклу — «Бродвейской мелодии». Не стоит путать с тезкой, сделанной шесть лет спустя, то есть с новым мюзиклом — «Бродвейские мелодии 1938 года». Ныне выставляемая с помпой в Москве «42-я улица» на экране в Штатах отзвучала еще в середине 30-х гг., ее изобрел идеолог и патриарх мюзикла Басби Беркли. Лавиной: «В ритмах свинга», «Ты никогда не разбогатеешь», «Серенада Солнечной долины», «Встретимся в Сент-Луисе», «Поющие под дождем», «Американец в Париже»... Можно было бы подумать, что Америка таким образом празднует свое благополучие, удаленность от войн, что это ликование счастливой нации...
Если бы не геббельсовская «Девушка моей мечты» с Марикой Рекк, если бы не музыкальные комедии Григория Александрова с Любовью Орловой, если бы не аргентинка Лолита Торрес...
Мюзиклы 30-40-х гг. все как один напоминают человека, громко напевающего с утра под душем, чтобы не вспоминать о смертельной болезни, симптомы которой мучили его весь день и всю ночь. Жанр, обслуживающий единственную эмоцию, обязан быть простым и неизменным. Например, порнография. Какие тут поиски истины? Так и цель любого мюзикла — заставить забыть о реальной жизни. Красочность картинки должна превосходить окружающее, действие никак не пересекаться с насущными проблемами. Это как поход в церковь в средние века: кругом золото, витражи, всё кончится обязательно хорошо, зашел с тяжестью на сердце, вышел с пустой головой.
Кстати, в церкви тоже поют.
Недаром именно мюзиклы были так популярны в СССР среди трофейных лент. Ни «Унесенные ветром», ни «Гражданин Кейн», ни «Касабланка» — то есть подлинные шедевры — в страну после победы не попали. И даже антифашистский «Великий диктатор» прибыл гораздо-гораздо позже.
Дина Дурбин — еще одна принцесса мюзикла. Она появилась в 1936-м, с ней снято около двадцати музыкальных фильмов («100 мужчин и одна девушка», «Секрет актрисы», «Сестра его дворецкого»). О чем? Да о том же.
В сущности, всякий мюзикл — это история о том, как главный исполнитель добился права выступать в этом мюзикле. Так сказать, и вот, благодаря вышеизложенному, я перед вами...
Настоящая история прихода на сцену — оркестра Глена Миллера, или Дины Дурбин, или товарища Орловой — всегда категорически другая. Странно, правда?

«Девушка моей мечты» (Германия, 1926)

А вот и Марика Рекк...
Единственный интерес этого фильма — в том, что он снят в фашистской Германии в 1944 году. Единственная интрига — после мая 1945-го геббельсов-ская оперетта в качестве трофея приобрела жуткую популярность в стане победителей. И это в раненное послевоенное время, когда немец и враг в СССР были слова-синонимы. Единственная эмоция — сочувствие к Штирлицу, помните, ему приходилось по долгу службы раз за разом высиживать в берлинском кинотеатре на «Девушке моей мечты», ожидая связного. А мотивчик там шлягерный, цепляется, так и представляю, как советский разведчик заходит в кабинет Мюллера, а в голове повторяется: пам-па-пам... пам-па-пам-па-пам-па-пам-пам...
Ощущение от просмотра такое же маргинальное, как и от александровской «Волги-Волги». Есть существенная разница, но касается она не качества кино, а внутренней идеологии двух тоталитарных драконов. У Александрова обязательно присутствовал социальный вывод, непременно. А «Die Frau meiner Traume» сделана так, словно действие происходит в нейтральной Швейцарии. Никакого намека на войну или новый порядок, ни одного человека в форме, ну ничего! В СССР немыслимо представить водевиль посреди войны, даже в наступательном 1944 году у нас не могли снять «Девушку моей мечты»! А Геббельс уговаривал немцев забыться, так получается?
Ощущение танцующего трупа.

«Мальтийский сокол» (США, 1941)

Тридцатые годы отметились классикой детектива — жанр расцвел и пребывал в чудесной стерильности, правила разрабатывались и четко выполнялись. Авторам еще не хотелось взламывать границы. Именно тогда начали Эрл Стенли Гарднер, Рекс Стаут, Жорж Сименон. Королева Агата их опередила где-то на десятилетие, но тридцатые годы принадлежат и ей тоже. Дэшнл Хэммет, возможно, классик в меньшей степени, чем эта четверка, однако 2-3 его романа обитают в золотом ряду, и «Мальтийский сокол» среди них.
Мальтийский соколСекрет успеха классического детектива — в серийности. Изобретенные персонажи всегда в центре, на них нанизываются ситуации, преступления, загадки и разгадки. Если нравится одна такая бусинка, если признаешь ее жемчужинкой, а не стеклом — то перебираешь их все, заранее зная, что в принципе тебя ждет. В центре то адвокат (Перри Мейсон в неимоверно многороманном сериале Гарднера), то полицейский (Мегрэ), чаще всего частные детективы (вслед за дедушкой Холмсом папа Пуаро, стаутовская парочка Ниро Вулф и Арчи Гудвин, хэмметовский Сэм Спейд).
Экранизаций всего этого добра, конечно, будь здоров, хватает. Но они в подавляющем большинстве проигрывают оригиналам уже в зародыше. Нет ни одного великого романа о Перри Мейсоне, есть сам образ — неизменный из года в год на протяжении трех десятков лет. В кино так нельзя. То есть можно, но будет телевизионной подделкой. А в тридцатые еще и телевидение лишь агукало по-младенчески.
«Мальтийский сокол» — чуть ли не единственная заметная, запомнившаяся экранизация того, что руки чешутся перенести на экран. Хэмфри Богарт тут просто находка, он воплотил одновременно и Сэма Спейда, и роту его коллег.
Считается, что режиссер Джон Хьюстон изобрел новый жанр «черного фильма». Сегодня его «черноту» разглядеть трудно, очень уж похоже на стандартный детектив: как положено, держит в напряжении до конца; пройдя традиционные виражи, герой выкрутился и сдал полиции мерзавцев и дебилов, окружавших его на протяжении полутора часов экранного времени.
Другое дело, что ты, зритель, на его месте давно лежал бы с пулей в затылке или сидел бы на нарах.

5. «Двойная страховка» (США, 1944)

«Мальтийский сокол», образец жанра, так и не просветил меня, в чем же суть «фильма нуар». Смысл «черного кино» я понял, пройдя через нюансы ощущений «Двойной страховки».
Очень близко человеку эпохи перестройки и дикого постсоветского капитализма: великолепно прослежена и прочувствованна цепь шагов, загоняющих самого себя в задницу. Смысл фильма глубок, ибо герой загнал себя в глубокую задницу.
Глядишь и думаешь (вспоминаешь): вот он (ты) весел и вполне уверен в собственной крутости. А вот момент принятия решения: естественно, на эмоциональном подъеме, и, естественно, решения неправильного. А вот уже над головой завис жареный петух с клювом наизготове, герой поневоле засомневался — что же это за голова такая, которой жареный петух интересуется? И вот подкрался последний шанс... Как не хочется! И, наконец, остается только сохранять достоинство, всё прочее потеряно. Не знаю, как там американцы в 40-х, не был, не видел, не участвовал, но русские в
90-х сей путь изучили назубок. Не все, конечно, однако в немалом количестве.
О режиссере. В начале сороковых заявили о себе два голливудских колосса, которые так же олицетворяют американское кино середины века, как Чаплин — немой период. Почти однофамильцы: Билли Уайлдер и Уильям Уайлер, не схожие более ничем, кроме успеха. О втором чуть позже, а Уайлдер выделился в 1943 году детективом «Пять гробниц на пути в Каир» и подтвердил класс «Двойной страховкой». Через год его ждет «Оскар», а затем много всего, но и «Двойная страховка» сохранилась в истории классикой жанра.


«Потерянный уик-энд» (США, 1945)

Ага, вот «Оскар» Билли Уайлдера...
Мрачнющий фильм в сопровождении мрачнющей музыки Миклоша Роша. Этот же композитор создавал настроение в «Двойной страховке», Эннио Морриконе своего времени.
Опять главный персонаж последовательно уничтожает собственную жизнь, и режиссер всё так же скрупулезно дает нам «этапы большого пути» пережить. Только задвиг теперь попроще, без хитрых преступлений, банальный алкоголь. Со времен сухого закона прошло уже достаточно лет, проблему вряд ли можно считать модной, а значит «Оскар» получен не за гражданскую позицию, а все-таки за художественные достоинства. Они есть, достоинства. Но стать бесспорным шедевром, вбить последний гвоздь Уайлдеру помешала литературная основа. «Потерянный уик-энд» снят по роману, где автор явно описывал свой опыт. Отсюда сугубо литературный конец фильма. Для романа он, наверное, хорош, а для кино, где постарался тот самый Миклош Роша, где полтора часа кадр за кадром нагнетается атмосфера, где связную логику текста заменяет цельность чувств — для кино положительный исход слаб, он выглядит нечестным, так как всё предыдущее не позволяет нам поверить в исцеление.
Это автор книги мог написать: и тогда я бросил себя прежнего, нашел себя нового, подтверждением чему служат строчки, которые вы сейчас читаете. А Билли Уайлдеру следовало избрать свой финал, поперек первоисточника. И завершить
90-минутную дорогу мучений полным, кромешным мраком.
И тогда был бы абсолютный шедевр.

Александр БОРЯНСКИЙ